Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-213/2021) по административному исковому заявлению Орловского А.А. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по Кетскому одномандатному избирательному округу N 20 от 16 августа 2021 года N 06/13 об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва; об обязании данной избирательной комиссии к регистрации Орловского А.А. в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области, по апелляционной жалобе Орловского А.А. на решение Томского областного суда от 27 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения административного истца Орловского А.А, представителя Избирательной комиссии Томской области Мальчуковской Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Избирательной комиссии Томской области от 21 июня 2021 года N 76/615 назначены выборы депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением окружной избирательной комиссии по Кетскому одномандатному избирательному округу N 20 от 16 августа 2021 г. N 06/13 (далее - решение N 06/13) отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва Орловского А.А.
Орловский А.А. обратился в суд административным исковым заявлением об отмене решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области.
В обоснование своих требований указывает, что он не был надлежаще информирован о сроках внесения исправления недостатков в документы, представленных в избирательную комиссию. Указывает об умышленности действий должностных лиц окружной избирательной комиссии, вследствие чего ему было отказано в регистрации в кандидаты.
Решением Томского областного суда от 27 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Орловского А.А, отказано.
На указанное решение, Орловским А.А. подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что внесение изменений в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей, после подачи документов не допускается, поскольку считает, что он правомочен был заменить список на идентичный, заверенный нотариально, указывая, что ограничений по времени замены документа на надлежаще оформленный закон не предусматривает. Следовательно, замена документов в связи с исправлением недостатков в их оформлении возможна в любой срок до принятия избирательной комиссией решения о регистрации. Административный ответчик должен был учесть нотариально заверенный список лиц, осуществляющий сбор подписей избирателей, представленный на заседании комиссии 16 августа 2021 года. Кроме того, указывает о нарушении административным ответчиком процедуры уведомления о недостатках в представленном кандидатом пакете документов.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвовавшем в деле, представлены возражения, в котором просит решение Томского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции административный истец Орловский А.А, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Избирательной комиссии Томской области Мальчуковская Е.В, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона Томской области от 14 июля 2006 N 147-ОЗ "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области" количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
На основании подпункта "м" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом).
Аналогичные положения содержатся в пункте "п" части 8 статьи 38 Закона Томской области "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области".
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункту "г.1" части 9 статьи 39 Закона Томской области "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области" основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений пункта 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.
Частью 8 статьи 36 Закона Томской области "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области" предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в соответствующую избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в соответствующую избирательную комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Томской области.
Постановлением Избирательной Комиссии Томской области от 18 июня 2021 года N 75/605 установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 20, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 819 и не более 900 подписей.
В соответствии с постановлением Окружной Избирательной Комиссии по Кетскому одномандатному избирательному округу N 20 от 24 июня 2021 года N 01/02 количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 3 статьи 38 Закона Томской области "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа N 20 составляет 164 подписи.
Из материалов дела следует, что 19 июля 2021 года Орловским А.А. в избирательную комиссию подано заявление о самовыдвижении кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва по Кетскому одномандатному избирательному округу N 20.
09 августа 2021 года Орловским А.А. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 182 листов, пронумерованных и сформированных в 2 папки, в которых содержалось 898 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области.
Также Орловским А.А. представлен список лиц, собравших подписи, без удостоверительной надписи нотариуса.
09 августа 2021 года, с участием Орловского А.А, для выборочной проверки отобраны 164 подписи избирателей.
11 августа 2021 года, по результатам проверки 164 представленных Орловским А.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из общего количества отобранных подписей избирателей признаны недействительными все 164 подписи, что соответствует 100 % процентам от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Основанием для признания подписей недействительными является то обстоятельство, что подписные листы заверены осуществляющим сбор лицом, не внесенным в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, удостоверенный нотариально - пункт "п" части 8 статьи 38 Закона Томской области "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области".
О проведении проверки подписей избирателей, проведенной рабочей группой 11 августа 2021 года, административный истец был надлежащим образом извещен.
16 августа 2021 года в присутствии Орловского А.А. проведено заседание окружной избирательной комиссии, по результатам которого принято оспариваемое решение.
Установив, что по результатам проверки выявлено 100 процентов недействительных подписей от общего числа подписей, отобранных для проверки, суд апелляционной инстанции соглашается с решением избирательной комиссии об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области.
Поскольку федеральным законодательством в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен запрет на внесение каких-либо уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нарушений избирательного законодательства со стороны окружной избирательной комиссии отказавшейся принимать во внимание представленный Орловским А.А. 16 августа 2021 года список собиравших подписи лиц, сведения о которых нотариально заверены, не усматривается.
Позиция административного истца о том, что законодательством в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, запрещено вносить уточнения и дополнения, тогда как он произвел замену списка, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы дополнения к апелляционной жалобе о том, что Орловский А.А. не был ознакомлен избирательной комиссией с порядком предоставления подписей и необходимых документов, включая список лиц, собиравших подписи, заверенный нотариально, также подлежит отклонению.
Избирательное законодательство не предусматривает обязанности избирательной комиссии консультировать кандидатов по вопросу количества и вида представляемых документов.
Требования к оформлению документов предусмотрено федеральным и региональным законодательством и как правильно указал областной суд, риск неблагоприятных последствий ненадлежащего оформления документов несет административный истец.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского областного суда от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловского А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.