Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-668/2021) по административному исковому заявлению Авдошкевич И.М. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" Щербакова И.П. на решение Красноярского краевого суда от 02 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителей административного истца Авдошкевич И.М. - Петровой В.К, Шутеевой А.В, Алейникова В.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N11-5191П назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края N 189/1632-7 от 10 июня 2021 года полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 возложены на Территориальную избирательную комиссию города Канска Красноярского края (далее - Избирательная комиссия).
23 июля 2021 года решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 административный истец Авдошкевич И.М, выдвинутая избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР Либерально-демократическая партия России, зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17.
13 августа 2021 года окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 принято решение N 7/31 "О регистрации Авдашкевич Н.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17, выдвинутая избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" (далее - решение N 7/31).
Авдошкевич И.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии от 13 августа 2021 года N 7/31. В обоснование заявленных требований ссылается на решение Красноярского краевого суда, в котором сделан вывод о том, что избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае в политической партии "Демократическая партия" России нарушены требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ в части нормативных предписаний об удостоверении списка кандидатов, списка уполномоченных представителей избирательного объединения, решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам собственной печатью избирательного объединения. Кроме того, считает, что кандидатом в депутаты Авдашкевич Н.В. для регистрации представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Более 5 % подписей от общего количество, отобранных для проверки, являются недостоверными и недействительными. Незаконное решение избирательной комиссии о регистрации Авдашкевич Н.В. существенно нарушило ее права, зарегистрированной кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу.
Решением Красноярского краевого суда от 02 сентября 2021 года административный иск кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 Авдошкевич И.М. удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, представителем избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" Щербаковым И.П. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда. Считает, что отмена регистрации кандидата по формальному основанию является необоснованным ограничением кандидатов по одномандатным округам в гарантированном праве участвовать в свободных выборах. Указывает, что кандидатом в депутаты Авдашкевич Н.В. выполнены все требуемые действующим законодательством требования при выдвижении и регистрации. Кроме того, Авдашкевич Н.В. представлено необходимое количество достоверных и действительных подписей для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17. Полагает, что у окружной избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Авдашкевич Н.В, регистрация была осуществлена на законных основаниях.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Петровой В.К. и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Алейников В.Е. просил оставить решение суда без изменения.
Представители административного истца Петрова В.К, Шутеева А.В. участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Заинтересованное лицо Авдашкевич Н.В, представители Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17, Избирательной комиссии Красноярского края, Избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным избирательным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Из пункта 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее - Уставной закон), избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного собрания является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Красноярского края. Избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают кандидатов, краевые списки кандидатов, на равных основаниях в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и настоящим Уставным законом.
Пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, указанные в данном пункте.
Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 14.3 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Аналогичные положения содержатся в статье 23 Уставного закона Красноярского края.
Учитывая указанные выше положения федерального и краевого избирательного законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что кандидатом по одномандатным избирательным округам от избирательного объединения может быть только лицо, включенное в список кандидатов, заверенный Избирательной комиссией Красноярского края.
Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, в состав которого под номером 11 по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 входит Авдашкевич Н.В..
Решением Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 признано незаконным и отменено.
Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 года решение Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года оставлено без изменения.
Учитывая указанные выше обстоятельства, положения подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому основаниями отказа в регистрации кандидата, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", на день принятия оспариваемого решения у Окружной избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации Авдашкевич Н.В. в качестве кандидата в депутаты.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о выявлении более 5 % недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, представленных Авдашкевич Н.В. как самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что на депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 от 18 июня 20021 года установлено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, необходимое для регистрации кандидатов составляет 3 046, максимальное количество подписей составляет 3350.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года определено, что на выборах Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва подлежит проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
04 августа 2021 года Авдашкевич Н.В. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей на 724 листах.
Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 проведена проверка 100 процентов представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения заинтересованного лица, случайная выборка подписей избирателей с помощью генератора случайных чисел, либо путем жребия не производилась, результаты случайной выборки протоколом не оформлялись.
Избирательной комиссией 10 августа 2021 года составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 3312 представленных и проверенных подписей избирателей, недостоверными признаны 116 подписей, недействительными - 27 подписей, всего 143 подписи.
Суд первой инстанции согласился с административным истцом о признании еще 74 подписей недействительными, что в общем количестве составляет 217 недостоверных и недействительных подписей или 6, 55 % от общего количества представленных и проверенных подписей.
Учитывая, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимого для регистрации кандидата, выдвинутого в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Канскому одномандатному избирательному округу N 17 составляет 3046, Авдашкевич Н.В. представлено необходимое для регистрации кандидатом количество достоверных подписей - 3095 подписей (3312 - 217) положения подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями к отказу в регистрации кандидата не являлись.
Вместе с тем, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения при применении норм материального права не привели к принятию неправильного по существу решения, и учитывая, что безусловных оснований, влекущих отмену решения суда на основании статьи 310 Кодекса административного судопроизводства, по делу не имеется, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" Щербакова И.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.