Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-496/2021) по административному исковому заявлению Дуюнова В.А. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего N 40/213 от 15 августа 2021 года "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Приморского края, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия дела" в Приморском крае по одномандатному избирательному округу N 19 Ию В.С.", по апелляционной жалобе заинтересованного лица Ию В.С. на решение Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя административного истца Гусева И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 16 июня 2021 года N 2814 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края на 19 сентября 2021 года.
Решением Избирательной комиссии Приморского края от 02 сентября 2011 года N 33/4 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморского края одномандатного избирательного округа N 19 возложены на территориальную избирательную комиссию города Спасска-Дальнего (далее - Избирательная комиссия).
17 августа 2021 года решением избирательной комиссии N 42/235 Дуюнов В.А, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Приморском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округа N 19.
Решением Избирательной комиссии от 15 августа 2021 года N 40/213 (далее - решение N40/213) Ию В.С, выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия дела" в Приморском крае зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округа N 19.
Дуюнов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения N 40/213 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия дела" в Приморском крае по одномандатному избирательному округу Ию В.С.".
В обоснование исковых требований указывает, что Ию В.С. представлены недостоверные сведения об основном месте работы, что вводило избирателей в заблуждение при проставлении подписей в подписных листах. Согласно статьям 36, 37 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей признаются недействительными, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Таким образом, все подписи избирателей в подписных листах, представленных Ию В.С, должны быть признаны недействительными и, следовательно, им не представлено достаточного количества подписей в его поддержку. Кроме того, указывает, что поскольку Региональное отделение Всероссийской политической партии "Партия дела" в Приморском крае является общественной организацией, то она не вправе выдвигать кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Приморского края. Также внеочередное общее собрание, на котором принималось решение о выдвижении кандидатов в депутаты являлось, по его мнению, неправомочным, поскольку согласно с данными Управления Министерства юстиции по Приморскому краю на учете в региональном отделении общественной организации Всероссийской политической партии "Партия дела" состоит 69 членов, а согласно протоколу общего собрания 11, число зарегистрированных на собрании - 8, что не соответствует действительности. Считает, что подписи, собранные сборщиком ФИО2 должны быть признаны недействительными, так как на момент сбора подписей она являлась членом избирательной комиссии Спасского муниципального района с правом решающего голоса. Указывает, что оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право, так как допускает возможность участия в выборах гражданина, который зарегистрирован в кандидаты в депутаты, несмотря на наличие нарушений, препятствующих его регистрации.
Решением Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года административное исковое заявление Дуюнова В.А. удовлетворено.
На указанное решение, заинтересованным лицом Ию В.С. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Приморского краевого суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на необоснованность вывода суда относительно не прекращения статуса члена избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения ФИО2 и признания всех голосов избирателей, собранных ей как сборщиком, недействительным. Считает несостоятельным вывод суда в части неправомерности подписания решения муниципального комитета Чкаловского сельского поселения главой поселения Ию В.С. Также не согласен с выводом о невступлении в силу решения муниципального комитета Чкаловского сельского поселения, поскольку оно не было официально опубликовано в газете "Родные просторы" и сайте администрации поселения. Указывает, что согласно положениям Устава Чкаловского сельского поселения муниципального района Приморского края официальным опубликованием решения муниципального комитета является его первая публикация в СМИ, официальным печатным органом Чкаловского сельского поселения "Родные просторы". Таким образом, решение муниципального комитета Чкаловского сельского поселения опубликовано в официальном печатном издании и на сайте администрации Чкаловского сельского поселения 13 июля 2021 года.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Приморского края, Территориальной избирательной комиссией города Спасска-Дальнего, административным истцом Дуюновым В.А, представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Гусев И.Л. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо Ию В.С, представители Избирательной комиссией Приморского края, Территориальной избирательной комиссией города Спасска-Дальнего в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается.
Частью 6 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года предусмотрены аналогичные положения.
Согласно Решению Муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края от 26 марта 2020 года N 232, находящегося на сайте Чкаловского сельского поселения, сформирована избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района в количестве 10 человек. В состав избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения с правом решающего голоса назначена в том числе ФИО2.
Данное решение подписано председателем муниципального комитета Чкаловского сельского поселения ФИО5
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ, пункту 1 части 6 статьи 32 Избирательного кодекса Приморского края член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.
Частью 1 статьи 24 и частью 2 статьи 46 Устава Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, принятого решением муниципального комитета Чкаловского сельского поселения от 30 июля 2015 года N 395 предусмотрено, что избирательная комиссия сельского поселения формируется муниципальным комитетом сельского поселения, являющегося представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что ФИО2 07 июля 2021 года обратилась в Избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района с заявлением о сложении полномочий члена комиссии.
8 июля 2021 года решением Избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района ФИО2 освобождена от обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса до истечения срока полномочий.
Учитывая, что ФИО2 назначена членом избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения с правом решающего голоса решением Муниципального комитета Чкаловского сельского поселения, указанные выше положения Федерального закона N 67-ФЗ, Избирательного кодекса Приморского края, Избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения не имела право освобождать ФИО2 от обязанностей члена комиссии.
Решением Муниципального комитета Чкаловского сельского поселения от 13 июля 2021 года N 45 ФИО2 освобождена от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При этом, с письменным заявлением о сложении своих полномочий ФИО2 в Муниципальный комитет не обращалась.
Из копии решения Муниципального комитета от 13 июля 2021 года следует, что оно подписано не председателем муниципального комитета, а главой Чкаловского сельского поселения Ию В.С.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение муниципального комитета подписано неуполномоченным лицом.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают и подлежат отклонению.
Постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 98/841-7 "О регламенте использования государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с формированием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий" предусмотрено, что источниками информации, вводимой в ГАС "Выборы" являются, в том числе решения о прекращении полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Согласно письму Председателя территориальной избирательной комиссии Спасского района ФИО2 по состоянию на 15 августа 2021 года значилась как член муниципальной комиссии Чкаловского сельского поселения с правом решающего голоса в системе ГАС "Выборы".
В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 - 6.2 и 8 настоящей статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21 и статьями 22 - 27 настоящего Федерального закона. В иной период орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трехмесячный срок, а нового члена иной комиссии не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии.
На сайте муниципального комитета Чкаловского сельского поселения отсутствует информация о принятии решения о назначении нового члена муниципальной избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения вместе ФИО2.
На день рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции на сайте избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района ФИО2 указана как заместитель председателя избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Учитывая все установленные по делу обстоятельства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент сбора ФИО2 подписей (01 августа 2021 года) она являлась членом избирательной комиссии и не могла в силу прямого запрета, собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Аналогичная норма содержится в пункте 9 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края.
Решением избирательной комиссии Приморского края от 17 июня 2021 года N 273/1842 установлено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, необходимое для регистрации кандидатов по избирательному округу N 19 составляет 1 386, максимальное количество подписей составляет 1524.
Статьей 47 Избирательного кодекса Приморского края определено, что проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах.
05 августа 2021 года Ию В.С. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 332 листов, пронумерованных и сформированных в 4 папки, в которых содержалось 1524 подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края.
Из представленных 1524 подписей, 470 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ию В.С. были собраны ФИО2.
Учитывая установленные выше обстоятельства, из которых следует, что ФИО2 не имела право собирать подписи избирателей, положения подпункта "к" части 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, все собранные ею 470 подписи являются недействительными.
Количество оставшихся подписей (1054 = 1524-470) недостаточно для регистрации кандидата в депутаты в Законодательное собрание Приморского края.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Ию. В.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.