Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Рахманкиной Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 8 сентября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Воробьевой В.В. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 сентября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии района Щукино г. Москвы об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, Московской городской избирательной комиссии об оспаривании решения об оставлении жалобы на решение ТИК без удовлетворения, возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты, (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-634/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Воробьевой В.В. - Рыбина А.В, представителей административных ответчиков Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино Образцова В.К, Московской избирательной комиссии Голышева И.В, заключение прокурора Юдиной М.В, судебная коллегия
установила:
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 10 июля 2021 года N 1/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Щукино на 19 сентября 2021 года.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 13 июля 2021 года N 2/10 "Об образцах заполнения подписных листов на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве" утвержден образец подписного листа и определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 2, которое составляет 21 человек.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 16 августа 2021 года N 11/21 Воробьевой В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве по многомандатному округу N 2 ввиду признания пяти подписей избирателей недействительными, одной подписи - недостоверной.
Решением Московской избирательной комиссии от 26 августа 2021 года N 165/1 жалоба Воробьевой В.В. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 16 августа 2021 года N 11/21 оставлена без удовлетворения, указано, что надлежало признать недействительными семь подписей избирателей.
Воробьева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 16 августа 2021 года N 11/21, решения Московской избирательной комиссии от 26 августа 2021 года N 165/1, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, мотивируя требования тем, что каких-либо исправлений в записях в подписных листах по избирателям ФИО6 и ФИО7 не вносились, возможные помарки и обводки обусловлены сбором подписей в неблагоприятных условиях, возрастными и физическими особенностями избирателей. Поскольку паспортные данные избирателя ФИО8 указаны правильно, основания для отклонения её подписи также отсутствовали. Ввиду того, что в ведомости проверки отсутствует указание на признание одной подписи недостоверной, а также ТИК наотрез отказалась выдать заключение графолога об исследовании подписей избирателей Воробьевой В.В, то к неустановленной подписи, которая указана в протоколе, положения подпункта "е" пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) неприменимы. В связи с этим количество действительных подписей составляет не 19, а 23, что является достаточным для регистрации её в качестве кандидата в депутаты.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2021 года (с учетом определения суда об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Воробьевой В.В. отказано.
В кассационной жалобе Воробьевой В.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон N 67-ФЗ, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регламентирован Избирательным кодексом г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38.
В силу части 2 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или единого избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 3 статьи 12 или частью 3.1 статьи 13 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
9 августа 2021 года Воробьева В.В. представила в избирательную комиссию подписные листы, содержащие 25 подписей избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку её выдвижения.
По результатам проверки представленных Воробьевой В.В. подписных листов были обнаружены пять недействительных подписей, из них три - в связи с указанием сведений, не соответствующих действительности, 2 - в связи с наличием неоговоренных исправлений, 1 подпись признана недостоверной на основании письменного заключения эксперта.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия избирательной комиссией оспариваемого решения об отказе в регистрации Воробьевой В.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве по многомандатному округу N 2.
Установив на основании собранных доказательств, в том числе подлинников подписных листов, что количество представленных Воробьевой В.В. подписей избирателей составляет менее количества, необходимого для регистрации кандидата в депутаты, суд первой инстанции признал оспариваемые решения законными и обоснованными, с чем согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, как основанными на нормах материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Так, согласно ведомости проверки подписных листов, представленных Воробьевой В.В, признаны недействительными подписи избирателей ФИО6 и ФИО7 на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы.
Согласно пункту 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Как следует из материалов дела, в сведениях об избирателе ФИО6 содержатся исправления в указании номера корпуса дома и квартиры; в сведениях об избирателе ФИО7 - в указании даты внесения подписи.
Вопреки доводам, содержащимся в кассационной жалобе о том, что корпус дома ФИО6 написан более жирно, чем другие цифры, а дата подписи ФИО7 выглядит неясно, правомерно опровергнуты судами нижестоящих инстанций со ссылкой на то, что указанные исправления очевидны.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В материалах дела имеются результаты проверки сведений, предоставленные ГУ МВД РФ по г. Москве, согласно которым сведения об избирателе ФИО8, зарегистрированной по адресу места жительства: "адрес", не соответствуют действительности, поскольку указанный избиратель по вышеуказанному адресу и соответствующий паспортным данным не найден.
Согласно тем же сведениям в подписном листе номер паспорта и адрес места жительства избирателя ФИО9, а также адрес места жительства избирателя ФИО10 не соответствуют действительности (л.д. 42-43).
Кроме того, суды указали на недостоверность подписи избирателя ФИО11, сославшись на заключение экспертов ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве по проверке подписных листов N 544 от 13 августа 2021 года в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Воробьевой В.В, которым установлено, что на второй странице подписного листа (третья и пятая строки - ФИО9 и ФИО11 соответственно) выявлены записи дат внесения подписей (записи, расположенные в графах "Дата внесения подписи) от имени разных избирателей, выполненные одним лицом.
Таким образом, выявленные Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино недействительные подписи являлись достаточным основанием для отказа в регистрации Воробьевой В.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве по многомандатному округу N 2.
В связи с отказом в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 16 августа 2021 года также правомерно отказано в удовлетворении требования об оспаривании и отмене решения Московской избирательной комиссии от 26 августа 2021 года.
Нарушений процедуры принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты судом не установлено.
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Вместе с тем, как следует из содержания жалобы Воробьевой В.В. в Московскую избирательную комиссию на решение Территориальной избирательной комиссии, она присутствовала лично как на заседании рабочей группы 13 августа 2021 года, так и на заседании территориальной избирательной комиссии 16 августа 2021 года (л.д. 103).
Согласно записи, учиненной Воробьевой В.В. в протоколе рабочей группы, копию протокола рабочей группы, ведомость и решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино об отказе в регистрации кандидатом в депутаты она получила (л.д. 41).
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суды установили правильно, представленные доказательства оценили в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применили верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустили, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Воробьевой В.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьевой В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.П. Рахманкина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.