Дата вступления в законную силу - 3 сентября 2021 г.
Судья Южного окружного военного суда Шендриков Игорь Викторович (г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, д. 75б), при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н., с участием Калиева Т.А., рассмотрев с использованием систем видеоконференц-связи дело об административном правонарушении по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности, старшего лейтенанта запаса
Калиева Тагира Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", зарегистрированного по адресу: "адрес" проживающего по адресу: "адрес"
на решение судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ, установил:
согласно постановлению инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России "Камышинский" от 16 сентября 2020 г. N 18810034180001107763 Калиев Т.А. признан виновным в том, что в ДД.ММ.ГГГГ около "адрес", управляя автомобилем " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак " "данные изъяты"", двигаясь по полосе, предназначенной для встречного движения, перед поворотом направо в нарушение пунктов 8.5 и 9.1 Правил дорожного движения (далее - Правила) заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части, в результате чего при выполнении маневра совершил столкновение с попутно движущимся автомобилем "Чери С18Д", государственный регистрационный знак "А643ММ134", под управлением Булындиной А.С, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ. В связи с этим ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
Решением судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 г. вышеуказанное постановление изменено, действия Калиева Т.А. переквалифицированы с ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ на ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
При этом из упомянутого постановления инспектора ДПС от 16 сентября 2020 г. исключены сведения о нарушении Калиевым Т.А. пунктов 8.5 и 9.1 Правил.
В остальной части постановление инспектора ДПС от 16 сентября 2020 г. о привлечении Калиева Т.А. к административной ответственности оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке второго пересмотра, Калиев Т.А. просит решение судьи гарнизонного военного суда отменить и производство по делу прекратить.
Автор жалобы утверждает, что в материалах дела не имеется сведений о расположении транспортных средств до столкновения, за исключением пояснений А.С. и его, а из схемы дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) невозможно установить, что траектории движения автомобилей под их управлениями пересекались и именно он должен был уступить дорогу.
По мнению Калиева Т.А, из заключения эксперта следует, что автомобиль " "данные изъяты"" под управлением А.С. двигался правее автомобиля, которым он управлял именно к моменту столкновения, при этом не установлено как двигались автомобили относительно друг друга до момента столкновения, в частности, к началу совершения им маневра. При этом в ходе проведения экспертизы не исследовались объяснения А.С. от 11 сентября 2020 г, что указывает на то, что эксперт не владел всей информацией о ДТП, динамикой его развития.
Обращает внимание на то, что из объяснений А.С... усматривается, что расположение автомобиля " "данные изъяты"" правее автомобиля под его управлением обусловлено попыткой избежать столкновения, до этого же она двигалась позади него. При этом ранее потерпевшая говорила о том, что она двигалась правее него, а не справа. Калиев Т.А. считает, что на это указывает также то обстоятельство, что перед поворотом направо он убедился в отсутствии движущихся справа транспортных средств, посмотрев в соответствующее зеркало заднего вида. Отмечает, что суд не дал фактическую оценку его объяснениям, а в основу решения положил не последовательные показания А.С.
Калиев Т.А. утверждает, что автомобиль под управлением потерпевшей двигался позади него, так как расстояние между его автомобилем и припаркованными справа транспортными средствами составляло не более метра, а в случае нахождения ее справа он увидел бы ее автомобиль в соответствующее зеркало заднего вида. По его мнению, виновницей ДТП является А.С, так как она превысила скоростной режим, не соблюдала дистанцию, и не приняла мер к торможению, как это обязывает ее пункт 10.1 Правил, о чем свидетельствует отсутствие следов торможения.
Податель жалобы указывает, что суд незаконно и необоснованно отказал в назначении дополнительный экспертизы, чем лишил его возможности доказать свою невиновность.
Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, нахожу, что не имеется оснований для отмены или изменения решения судьи первой инстанции.
В соответствии с пунктами 8.5 и 9.1 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части.
Из материалов дела усматривается, что ДТП произошло на территории, прилегающей к "адрес".
Согласно заключению эксперта N 7062/4-4 от 5 марта 2021 г. на участке места происшествия требования пункта 8.5 Правил к водителю автомобиля " "данные изъяты"" применены быть не могут, поскольку оно является прилегающей территорией, не являющейся дорогой и не имеющей в своем составе проезжей части.
При таких данных судья гарнизонного военного суда пришел к верному выводу, что Калиеву Т.А. было неверно вменено нарушение требований пунктов 8.5 и 9.1 Правил.
Вместе с тем, в соответствии с вышеуказанным заключением эксперта в имевшей место дорожно-транспортной ситуацией для обеспечения безопасности дорожного движения водитель автомобиля " "данные изъяты"" при выполнении маневра должен был руководствоваться требованиями пунктов 8.1. 8.2 и 8.9 Правил.
Пунктами 8.1, 8.2 и 8.9 Правил определено, что перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Как следует из пояснений А.С. около 11 часов 20 минут 31 августа 2020 г. она двигалась на автомобиле " "данные изъяты"" прямо по правой стороне территории для парковки автомобилей у "адрес", двигавшийся слева от нее автомобиль " "данные изъяты"" резко повернул направо вследствие чего произошло столкновение.
Указанные обстоятельства согласуются также с вышеприведенным заключением эксперта N 7062/4-4 от 5 марта 2021 г, установившего, что непосредственно перед столкновением автомобиль " "данные изъяты"" осуществлял движение в прямом направлении, при этом двигавшийся от него слева автомобиль " "данные изъяты"" осуществлял маневрирование вправо с целью парковки, а также фототаблицами ДТП и схемой происшествия от 31 августа 2020 г, замечаний по поводу которой Калиев Т.А. не высказывал, как в ходе ее составления, так и в суде.
Из приведенной схемы усматривается, что, вопреки позиции Калиева Т.А, расстояние от парковочных мест до его автомобиля составляет более 2-х метров.
При таких обстоятельствах судья верно указал, что автомобиль " "данные изъяты"" двигался правее автомобиля " "данные изъяты"", то есть у последнего имелась помеха справа, в связи с чем включение им перед поворотом направо соответствующего светового указателя в соответствии с пунктом 8.2 Правил не давало ему преимущества и не освобождало от принятия необходимых мер предосторожности при совершении маневра.
В связи с изложенным является обоснованным вывод судьи о нарушении Калиевым Т.А. пунктов 8.1 и 8.9 Правил, поскольку, двигаясь по прилегающей территории, при выполнении поворота направо водитель " "данные изъяты"" создал опасность для движения автомобиля " "данные изъяты"" и при пересечении траектории движения транспортных средств не уступил дорогу транспортному средству, которое приближалось справа.
Определив юридически значимые обстоятельства, судья, руководствуясь пунктом 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", правильно переквалифицировал действия Калиева Т.А. с ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ на ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам подателя жалобы, все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, нормы материального и процессуального права при разрешении дела применены правильно.
Каких-либо нарушений, влекущих отмену вынесенного судьей решения, из материалов дела не усматривается и в жалобе не приведено.
Оснований для назначения дополнительной экспертизы у судьи не имелось, поскольку заключение эксперта N 7062/4-4 от 5 марта 2021 г. содержало достаточные данные для принятия решения, при этом в судебном заседании Калиев Т.А. пояснил, что все поставленные перед экспертом вопросы были разрешены, уровень образования и знания эксперта достаточны для ее проведения.
Назначенное Калиеву Т.А. административное наказание соответствует тяжести содеянного, данным о личности виновного и определено в пределах санкции ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Поэтому жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, решил:
решение судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 г. об изменении постановления инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России "Камышинский" от 16 сентября 2020 г. и привлечении Калиева Тагира Александровича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Калиева Т.А. - без удовлетворения.
Судья И.В. Шендриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.