Прокуратурой Республики Адыгея проведен правовой анализ Закона Республики Адыгея от 6 января 1999 года N 105 "О муниципальной службе в Республике Адыгея" (далее Закон Республики Адыгея).
В результате установлено, что в связи с принятием Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон), вступившего в силу с 1 июня 2007 года, некоторые положения Закона Республики Адыгея вошли в противоречие с федеральным законодательством по следующим основаниям:
1. Понятия "муниципальная должность" и "муниципальная служба", установленные статьями 2, 3 Закона Республики Адыгея, не соответствует# нормам статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (должностное лицо местного самоуправления) и статьями 2, 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (должность муниципальной службы), по иному трактующих данные понятия.
Кроме того, понятие муниципального служащего, предусмотренное статьей 6 Закона Республики Адыгея, не соответствует закрепленному статьей 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ понятию муниципального служащего. Согласно Федеральному закону муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, а не только уставом муниципального образования.
2. Требования статей 5, 6, 8, 24 Закона Республики Адыгея содержат положения, не учитывающие права граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, в соответствии с которыми иностранные граждане наряду с гражданами Российской Федерации могут находиться на муниципальной службе. В связи с этим Закон подлежит приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (статьи 1, 4, 10).
3. Перечень основных принципов муниципальной службы, предусмотренный статьей 8 Закона Республики Адыгея, не соответствует закрепленному статьей 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ перечню.
4. Частью 2 статьи 9 Закона Республики Адыгея определено, что в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Тогда как, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены не только выборные, но и должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Таким образом, неправомерно сужается круг должностей муниципальной службы, которые могут быть учреждены для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
5. Допуская правовую регламентацию прав и обязанностей муниципального служащего в оспариваемым Законе Республики Адыгея (статьи 12, 13), законодатель не отразил основные права и обязанности, предусмотренные пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 11, пунктами 8 - 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ. Вместе с тем, сужение перечня прав и обязанностей муниципального служащего является несоответствием требований федерального законодательства.
6. Статьей 15 Закона Республики Адыгея предусмотрено, что муниципальные служащие, а также граждане при поступлении на муниципальную службу обязаны ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
7. Предусмотренный статьей 17 Закона Республики Адыгея перечень дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в отношении муниципального служащего, не соответствует аналогичному перечню, установленному статьей 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ. Более того, установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения отнесено статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Кроме того, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона Республики Адыгея, порядок исполнения муниципальным служащим неправомерного распоряжения руководителя и ответственность за его исполнение не соответствуют порядку, установленному частью 2 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ.
8. Перечень гарантий для муниципального служащего, предусмотренный статьей 18 Закона Республики Адыгея, не соответствует перечню гарантий, установленному статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ перечню основных гарантий.
9. Предусмотренный частью 1 статьи 22 Закона Республики Адыгея перечень видов трудовой деятельности, включаемых в стаж муниципальной службы, не соответствует части 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ.
10. Статьей 23 Закона Республики Адыгея регулируется правовое положение муниципального служащего при ликвидации органа местного самоуправления или сокращении его штата.
Между тем, установление обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам отнесено статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти. Более того, главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора в случае ликвидации организации или сокращении штата.
Таким образом, положения частей 1 - 4 статьи 23 Закона приняты вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.
11. Частью 4 статьи 24 Закона определен перечень документов, которые представляют граждане при поступлении на муниципальную службу.
Между тем, данный перечень документов не соответствует установленному статьей 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ перечню документов, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу.
Более того, в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 16 указанного Федерального закона гражданин при поступлении на муниципальную службу представляет документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, часть 4 статьи 24 Закона принята вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.
12. Частью 6 статьи 26 Закона Республики Адыгея предусмотрено, что муниципальная конкурсная комиссия создается представительным органом местного самоуправления на срок своих полномочий. Состав и порядок деятельности муниципальной конкурсной комиссии определяются уставом муниципального образования в соответствии с рассматриваемым Законом.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ порядок проведения конкурса, общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.
Таким образом, часть 6 статьи 26 Закона Республики Адыгея принята вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.
13. Цели и периодичность проведения аттестации муниципальных служащих, предусмотренные частями 1, 2 статьи 28 Закона, не соответствуют установленным частью 1 статьи 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ нормам, отражающим цели и периодичность проведения аттестации.
Следует отметить, что проведение аттестации с целью присвоения муниципальному служащему квалификационного разряда (часть 1 статьи 10, часть 1 статьи 28 Закона Республики Адыгея) Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ не предусмотрено.
14. Частью 2 статьи 29 Закона установлены основания для прекращения муниципальной службы.
Вместе с тем, установление порядка расторжения трудовых договоров отнесено статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти. Согласно статье 77 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и иными федеральными законами. Статьей 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ дополнительно предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Таким образом, часть 2 статьи 29 Закона Республики Адыгея принята вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение требований ст.ст. 13, 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, частями 4, 6 статьи 29 Закона Республики Адыгея неверно определен предельный возраст гражданина для нахождения на муниципальной службе (60 лет), а также предусмотрено, что не допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет.
Указанными нормами Федерального закона предельный срок нахождения на муниципальной службе установлен до 65 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Кроме того, в части 1 статьи 4 Закона Республики Адыгея содержится ссылка на утративший силу Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
В рассматриваемом Законе Республики Адыгея используются термины "муниципальная должность муниципальной службы" и "государственная должность государственной службы", несоответствующие общефедеральным терминам. Так, для обозначения первого в федеральном законодательстве применяется термин "должность муниципальной службы", а для обозначения второго - термин "должность государственной гражданской службы" или "должность гражданской службы".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статьи 2, 3, часть 1 статьи 4, статьи 5, 6, 8, часть 2 статьи 9, статьи, 12, 13, 15, 17, 18, часть 1 статьи 22, статьи 23, 24, часть 6 статьи 26, части 1, 2 статьи 28, части 2, 4, 6 статьи 29 Закона Республики Адыгея от 6 января 1999 года N 105 "О муниципальной службе в Республике Адыгея" привести в соответствие с указанными нормами Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.
Прокурор республики
старший советник юстиции |
С. А. Охлопков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 8 ноября 2007 г. N 7/7-07 на Закон Республики Адыгея от 6 января 1999 года N 105 "О муниципальной службе в Республике Адыгея" (в редакции Законов Республики Адыгея от 14 марта 2002 года N 57, от 23 апреля 2003 года N 130, от 1 декабря 2004 года N 261)
Текст Протеста официально опубликован не был