Прокуратурой Республики Адыгея проведен правовой анализ Закона Республики Адыгея от 27 апреля 1999 года N 123 "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон Республики Адыгея).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Республики Адыгея "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" следует читать как: "от 30 апреля 1999 г."
В результате установлено, что некоторые нормы рассматриваемого Закона Республики Адыгея вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона Республики Адыгея установлено, что законодательство Республики Адыгея в области защиты населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Адыгея.
Таким образом, законодатель, наряду с нормативными правовыми актами республиканского уровня, в законодательную базу Республики Адыгея в рассматриваемой области включил Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, что недопустимо.
В силу статьи 5 Конституции Российской Федерации республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.
Согласно части 2 статьи 3 Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Статья 7 Закона Республики Адыгея от 9 октября 1998 года N 92 "О нормативных и иных правовых актах" определяет, что нормативные правовые акты в Республике Адыгея подразделяются на следующие виды:
1) Конституция Республики Адыгея;
2) законы Республики Адыгея;
3) договоры (соглашения) Республики Адыгея;
4) указы, распоряжения Президента Республики Адыгея;
5) постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея;
6) постановления, распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея;
7) приказы министерств, комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти Республики Адыгея.
Вместе с тем, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации являются частью федерального законодательства, но не являются составной частью законодательства Республики Адыгея.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положение статьи 2 рассматриваемого Закона Республики Адыгея противоречит федеральному законодательству.
Статья 17 Закона Республики Адыгея определяет полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Тогда как, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" целями настоящего Федерального закона является разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Часть 2 статьи 11 указанного Федерального закона уже определила полномочия органов местного управления в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, которые они осуществляют самостоятельно.
В соответствие с пунктом "а" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Таким образом, статья 17 оспариваемого нормативного правового акта принята вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.
В статье 18 данного Закона республики Адыгея определено, что координирующими органами территориальной подсистемы Республики Адыгея являются:
1) на республиканском уровне - Комиссия Республики Адыгея по чрезвычайным ситуациям;
2) на местном уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям муниципального образования;
3) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Кроме того, такое название комиссии употребляется также в статьях 14 и 29 рассматриваемого Закона Республики Адыгея.
Вместе с тем, согласно пункту 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", что данные функции осуществляются комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
В настоящее время в Республике Адыгея действует такая комиссия в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 апреля 2005 года N 73 "О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 мая 2007 года N 76).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статьи 2, 17, 18 Закона Республики Адыгея от 27 апреля 1999 года N 123 "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" привести в соответствие с указанными нормами федерального законодательства
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.
Прокурор республики
старший советник юстиции |
С. А. Охлопков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 29 ноября 2007 г. N 7/7-07 на Закон Республики Адыгея от 27 апреля 1999 года N 123 "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Законов Республики Адыгея от 26 июля 2002 года N 84, от 31 марта 2005 года N 296)
Текст протеста официально опубликован не был