2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Антонова А.Г., судей Даутова М.Ф. и Конфеты В.Л., при секретаре судебного заседания Ромащенко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-40/2021 по административному исковому заявлению начальника склада войсковой части 00000-000 (далее - Склад) подполковника Леонтьева Сергея Вячеславовича, об оспаривании действий начальника территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом внести в учетные данные сведения о его праве на дополнительную жилую площадь, по апелляционной жалобе представителя административного истца Адаменко Е.В. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, выслушав выступление административного истца Леонтьева С.В. и его представителя Адаменко Е.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Леонтьев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника территориального отделения г. Красноярска филиала "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации внести в учетные данные сведения о его праве на дополнительную жилую площадь как командира воинской части и обязать указанное должностное лицо внести указанные сведения в учетные данные.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Леонтьева С.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Адаменко Е.В. просит вышеуказанное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, приводя в обоснование следующее.
Так, автор жалобы считает, что выводы суда первой инстанции о том, что Склад организационно самостоятельной, административно-хозяйственной структурой ВС РФ не является, а начальник Склада полномочиями командира воинской части не обладает, были сделаны в результате неправильного применения норм материального права, в связи с чем являются неверными.
Отмечает, что суд первой инстанции свои выводы о том, относится ли Склад к воинской части или нет, ошибочно ставит в зависимость от формы юридического лица, а остальные указанные в решении признаки принадлежности к воинским частям не имеют правового обоснования.
Ссылаясь на содержание Положения о складе и иных нормативно-правовых актов, автор жалобы полагает, что Склад является одним из территориальных органов, выполняющих задачи и функции Министерства обороны РФ, а Леонтьев С.В. исполняет те же обязанности и несет ответственность, что и командиры воинских частей.
Также обращает внимание на то, что указание судом о том, что возглавляемый Леонтьевым С.В. Склад по штатной численности личного состава и организационно штатной структуре не может быть приравнен к отдельной роте, батальону (ему равному) ошибочно, поскольку суд не учел наличие гражданского состава в подчинении у административного истца.
Кроме того, указывает на то, что суд первой инстанции, делая вывод о том, что Склад не может быть приравнен к воинским частям, не учел, что не все воинские части имеют и должны иметь боевое знамя.
По мнению представителя Адаменко Е.В, Леонтьев С.В. относится к категории военнослужащих, указанных в ч. 2 ст. 151 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и имеет право на дополнительную площадь жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Барага В.И. полагал необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, выслушав выступления Леонтьева С.В. и его представителя Адаменко Е.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) для военнослужащих настоящим Законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Как усматривается из содержания абз. 4, 5 ст. 15 Закона, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 151 Закона.
В силу п. 2 ст. 151 Закона военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Порядком присвоения, применения и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, кораблей и судов Военно-Морского Флота, утвержденного установленным порядком Министром обороны РФ, определено, что под воинской частью понимается организационно самостоятельная, административно-хозяйственная структура Вооруженных Сил РФ, содержащаяся по штату, утвержденному в установленном в Министерстве обороны РФ порядке. При этом к воинским частям относятся: все полки независимо от их подчиненности (им равные и выше), корабли 1, 2, 3 ранга, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи и им равные), не входящие в состав полков (им равные и выше), отдельные роты, не входящие в состав батальонов (дивизионов, эскадрилий и им равных) и полков (им равных и выше).
Из послужного списка административного истца следует, что Леонтьев С.В. в 1999 году окончил "учебное заведение" и ему присвоено воинское звание "лейтенант".
Согласно выписке из приказа командующего войсками Центрального военного округа от 19 октября 2018 года N 262 подполковник Леонтьев С.В. назначен на должность начальника Склада.
Решением начальника отделения (территориального г. Ульяновск) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 7 сентября 2016 года N22/13 Леонтьев С.В. 2 августа 2016 года принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в городе М..
Как усматривается из содержания заявления Леонтьева С.В. от 17 февраля 2021 года, административный истец обратился к начальнику территориального отделения г. Красноярска филиала "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о внесении сведений в учетные данные о праве на дополнительную общую площадь жилого помещении в связи с назначением его на должность начальника Склада.
Решением начальника территориального отделения г. Красноярска филиала "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 10 марта 2021 года Леонтьеву С.В. отказано во внесении сведений в учетные данные о праве на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Из содержания имеющегося в материалах дела Положения о Складе, усматривается, что указанный Склад является структурным подразделением 0000 Центра, начальник Склада подчиняется начальнику ЦМТО и его заместителям. При этом начальник склада наделен полномочиями ходатайствовать перед вышестоящим командованием о присвоении очередных воинских званий, подчиненным ему военнослужащим, о перемещении их на другие воинские должности, поощрять и привлекать к дисциплинарной ответственности в пределах, установленных общевоинским уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а в области трудового законодательства Российской Федерации в отношении гражданского персонала Склада обладает правами, указанными в доверенности, выданной начальником ЦМТО.
Таким образом, из материалов административного дела следует вывод о том, что Склад не является организационно самостоятельной, административно-хозяйственной структурой Вооруженных Сил РФ, в связи с чем не является воинской частью.
Наличие же у Склада условного наименования "войсковая часть" не является признаком, определяющим принадлежность Склада к воинским частям в том правовом значении, которое позволяет приравнять начальника Склада к командиру воинской части.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что административный истец не относится к категории лиц, указанных в п. 2 ст. 151 Закона, является правильным, в связи с чем оспоренное решение начальника территориального отделения г. Красноярска филиала "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 10 марта 2021 года об отказе внести сведения в учетные данные Леонтьева С.В. о праве на дополнительную общую площадь жилого помещения гарнизонным военным лицом верно признано законным и обоснованным. Оснований не согласиться с указанным выводом у суда апелляционной инстанции, не имеется.
Доводы жалобы о том, что Склад является одним из территориальных органов, выполняющих задачи и функции Министерства обороны РФ, а Леонтьев С.В. исполняет обязанности и несет ответственность как командир воинской части, с учетом вышеизложенного правового значения не имеют, поскольку само по себе выполнение указанных задач и функций, а также исполнение Леонтьевым С.В. обязанностей командира (начальника) в рамках полномочий, установленных законодательством, не является основанием для вывода о том, что административный истец является командиром воинской части.
Не влияет на законность решения суда первой инстанции и довод о наличии в подчинении у административного истца гражданских служащих, поскольку Склад не является воинской частью.
Что касается ссылки суда в решении на то, что Склад не является воинской частью, поскольку не имеет боевого знамени, то она сама по себе, с учетом вышеприведенного, не повлияла на принятие правильного решения по административному иску.
Таким образом, все имеющие значение для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, из материалов административного дела не усматривается.
Правильно разрешилсуд первой инстанции вопрос о судебных расходах. С учетом отсутствия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного истца, в силу положений чч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ не имеется таковых и для присуждения судебных расходов при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Леонтьева Сергея Вячеславовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: М.Ф. Даутов
В.Л. Конфета
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.