Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 12 марта 2008 г. N 3-3/2008
город Майкоп
12 марта 2008 года
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Кулинченко О.М.
при секретаре - Джанхот Т.Н.
с участием прокурора Зарецкого А.С., а также
представителей заинтересованных лиц:
Кабинета Министров Республики Адыгея - Непочатовой Т.В. - заместителя начальника Правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея (доверенность от 28.02.2008 г.); Самоквитовой Л.В. - главного специалиста Министерства образования и науки Республики Адыгея (доверенность от 28.02.2008 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не порождающим правовых последствий постановления Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N 155 "О Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", установил:
прокурор Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N 155 "О Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", которым утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и ее состав. (Далее по тексту - Комиссия, Положение).
В обоснование указал, что Положение о Комиссии противоречит федеральному законодательству и Закону Республики Адыгея от 14.03.2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Каждый из этих органов выполняет определенные обязанности в сфере профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних. Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ (с последующими изменениями) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязаны осуществлять координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подпункт 2 пункта 7 оспариваемого Положения о Комиссии устанавливает, что председателем Комиссии является руководитель органа, входящего в соответствии с федеральным законодательством в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, одно должностное лицо возглавляет два органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что нарушает принцип разграничения полномочий между различными органами, установленный Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних".
Кроме того, в соответствии с Приложением N 2 к оспариваемому Постановлению председателем Комиссии является министр внутренних дел Республики Адыгея.
В соответствии с п. 24.1 части 2 статьи 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий.
Типовым Положением о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел. утвержденным приказом МВД РФ от 25.10.2006 г. N 826, предусмотрено, что Министерство внутренних дел субъекта РФ - орган исполнительной власти, реализующий в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 указанного Типового положения предусмотрено, что Министерство внутренних дел по субъекту Российской Федерации входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, по мнению прокурора Республики Адыгея, назначение министра внутренних дел Республики Адыгея председателем Комиссии по делам несовершеннолетних нарушает принцип разграничения полномочий между органами исполнительной власти, а также принцип самостоятельного осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленный ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 9 Положения организационно-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляет орган, руководитель которого является председателем Комиссии. В совокупности с Приложением N 2 к Постановлению, подпункт 9 пункта 9 противоречит ст. 4 Закона РА "О Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"", согласно которой материально-техническое обеспечение деятельности Комиссий осуществляется Кабинетом министров Республики Адыгея; и противоречит ст.26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которой полномочия Комиссии осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов: "подпункту 9 пункта 9 Положения" следует читать: "подпункту 9 пункта 10 Положения"
Подпунктом 3 пункта 7 Положения предусмотрено, что ответственным секретарем Комиссии является сотрудник органа, руководитель которого является председателем Комиссии. Ответственный секретарь работает на неоплачиваемой основе. Это противоречит п. 5 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года (с последующими изменениями), предусматривающему должность освобожденного ответственного секретаря Комиссии. Кроме того, это противоречит ч. З ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В приложении N 2 к оспариваемому Положению указано, что Комиссию возглавляет министр внутренних дел (по согласованию); в состав Комиссии входит сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республике Адыгея, ответственный секретарь Комиссии (по согласованию).
В судебном заседании участвующий в деле прокурор - Зарецкий А.С. заявленные требования полностью поддержал. Уточнил, что в заявлении речь идет об обжаловании подпункта 9 пункта 10 Положения, а не пункта 9, как это указано в тексте заявления.
Просил признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не порождающими правовых последствий подпункт 2 пункта 7, подпункт 3 пункта 7, пункт 8, подпункт 9 пункта 10 Положения о республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155; абзац 1, абзац 3 Приложения N 2 к Постановлению Кабинета министров Республики Адыгея от 10.09.2007 года N155.
Представитель заинтересованного лица - Кабинета министров Республики Адыгея Самоквитова Л.В. в письменном возражении на заявление прокурора Республики Адыгея указала, что оспариваемое постановление Кабинета министров Республики Адыгея действующему законодательству не противоречит.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы воспитания, детства и социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В обоснование своих доводов представитель Кабинета министров Республики Адыгея сослался на то, что Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних" порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних определяется законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Положение принято Кабинетом министров Республики Адыгея во исполнение Закона Республики Адыгея от 14.03.2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Назначение министра внутренних дел председателем комиссии, а ответственным секретарем - сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних МВД РА также не противоречит действующему законодательству.
Правительственная комиссия Правительства Российской Федерации сформирована по такому же принципу и ее также возглавляет министр внутренних дел РФ.
Деятельность Комиссии на неоплачиваемой основе, в том числе и работа ответственного секретаря, осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РА "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Материально-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется за счет средств бюджета Республики Адыгея, а не за счет средств федерального бюджета, как об этом указано в заявлении прокурора Республики Адыгея.
Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации", наряду с криминальной милицией, финансируемой из республиканского бюджета, действует милиция общественной безопасности, которая финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации, входит в структуру Министерства внутренних дел субъекта.
Представитель заинтересованного лица - Кабинета министров Республики Адыгея Непочатова Т.В. в письменном возражении от 12.03.2008 г. N 3-16/15 на заявление прокурора Республики Адыгея указала, что оспариваемое постановление Кабинета министров Республики Адыгея противоречит федеральному законодательству в части. В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Каждый из этих органов наделен собственной компетенцией в указанной сфере деятельности и не уполномочен осуществлять руководство, координацию и обеспечение деятельности остальных органов, входящих в указанную систему. По этому основанию подпункт 2 пункта 7 Положения и абзацы 1, 3 Приложения к Постановлению могут быть признаны не соответствующими действующему законодательству. В остальной части оспариваемое Положение считала законным, а доводы заявления прокурора Республики Адыгея - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица - Кабинета министров Республики Адыгея Непочатова Т.В. в письменном возражении от 12.03.2008 г. N 3-16/16 на заявление прокурора Республики Адыгея указала, что может быть признан не соответствующим федеральному законодательству подпункт 9 пункта 10 оспариваемого Положения, согласно которому организационно-техническое обеспечение работы республиканской комиссии осуществляется органом, руководитель которого является председателем Комиссии.
В судебном заседании представители Кабинета министров Республики Адыгея Самоквитова Л.В., Непочатова Т.В. доводы, изложенные в уточненном возражении на заявление прокурора Республики Адыгея, поддержали. Просили отказать в удовлетворении заявления прокурора Республики Адыгея в части признания противоречащими федеральному законодательству подпункта 2 пункта 7, подпункта 3 пункта 7, пункта 8 Положения о республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155; абзаца 1, абзаца 3 Приложения N 2 к Постановлению Кабинета министров Республики Адыгея от 10.09.2007 года N155.
Надлежаще извещенный о дне судебного заседания представитель Министерства внутренних дел Республики Адыгея в судебное заседание не явился. Согласно части 2 статьи 252 ГПК РФ в зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствии представителя заинтересованного лица - Министерства внутренних дел Республики Адыгея.
Заслушав мнение заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Этим же Федеральным законом установлены полномочия каждого органа, входящего в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно статьям 1, 7 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 102-1 (с последующими изменениями) "О милиции" милиция - это система государственных органов исполнительной власти, которые входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Милиция общественной безопасности подчиняется Министерству внутренних дел, а также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (с последующими изменениями) "О милиции"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2000 года N 926 утверждена структура милиции общественной безопасности. Согласно подпункту "е" пункта 10 этой структуры подразделения по делам несовершеннолетних относятся к милиции общественной безопасности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как : "от 7 декабря 2000 г."
К таким подразделениям, в силу статьи 21 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", относятся подразделения районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте.
Из данных норм следует, что в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних входят подразделения органов внутренних дел, осуществляющие полномочия в сфере отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних. Эти подразделения подчиняются министру внутренних дел субъекта Российской Федерации и органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К полномочиям этих подразделений не отнесено организационно-техническое обеспечение работы комиссии по делам несовершеннолетних субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа Типового Положения о Министерстве внутренних дел, главном управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 25 октября 2006 года N 846, следует, что министр внутренних дел субъекта Российской Федерации руководит деятельностью министерства и подчиненных ему органов внутренних дел, подразделений и организаций.
Из изложенного следует, что назначение председателем Комиссии министра внутренних дел Республики Адыгея, ответственным секретарем Комиссии - сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республике Адыгея, как это предусмотрено подпунктом 2 пункта 7 Положения о Комиссии, абзацем 1, 3 Приложения N 2 к оспариваемому постановлению Кабинета министров Республики Адыгея, нарушает принцип разграничения полномочий между учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, установленный пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года (в редакции Указов Президиума ВС РСФСР от 28.05.71 г. от 01.10.85 г. N 1527-Х1 от 06.08.86 г. N 3785-XI, Закона РФ от 25.02.93 г. N 4549-1) утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних.
Учитывая закрепленное федеральным законодательством право субъекта Российской Федерации самостоятельно решать вопросы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, следует сделать вывод, что подпункт 3 пункта 7 Положения, согласно которому ответственным секретарем Комиссии является сотрудник органа, руководитель которого является председателем Комиссии, федеральному законодательству не противоречит, поскольку конкретный орган, сотрудник которого выполняет обязанности ответственного секретаря, в Положении не указан. Кроме того, эта норма не возлагает на орган полномочия по обеспечению работы Комиссии.
Согласно статье 2 этого Положения комиссии по делам несовершеннолетних создаются при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных краевых Советов народных депутатов, при Советах министров автономных республик и при Совете министров РСФСР. Статьей 3 этого Положения предусмотрено, что поселковые, районные (городские), районные в городах, окружные, областные, краевые комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующими Советами народных депутатов на срок их полномочий.
Комиссии по делам несовершеннолетних при Советах министров автономных республик образуются Советами министров этих республик, и их состав утверждается президиумами Верховных Советов автономных республик на срок их полномочий. Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете министров РСФСР образуются Советом министров РСФСР, и ее состав утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР на срок его полномочий.
Статьей 5 вышеназванного Положения предусмотрено, что для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссии в краевых, областных, окружных, районных, городских, районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних вводится должность освобожденного ответственного секретаря.
Статус Комиссии по делам несовершеннолетних, ее ответственного секретаря субъекта Российской Федерации указанным Положением не установлен.
Пункт 24.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N184-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий.
Анализ настоящего Положения в совокупности с действующим федеральным законодательством в сфере правоотношений, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушениями несовершеннолетних, позволяет сделать вывод о том, что при применении Положения о Комиссиях, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967 году, следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних отнесено к самостоятельным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель устанавливает лишь основы регулирования этих отношений.
Кроме того, общеизвестно, что это Положение принято в период, когда в РСФСР как республики, входящей в состав СССР, не было самостоятельных субъектов, а существовало лишь административно-территориальное деление ее территории. Положение принято до образования Российской Федерации как самостоятельного государства, до принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, определившей, что государство состоит из равноправных субъектов.
Следовательно, пункт 8 Положения, согласно которому члены Комиссии осуществляют свою деятельность на неоплачиваемой основе, не противоречит федеральному законодательству.
Подпунктом 9 пункта 10 обжалуемого Постановления Кабинета министров Республики Адыгея предусмотрено, что организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется органом, руководитель которого является председателем комиссии. Вместе с тем, статьей 4 Закона Республики Адыгея "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется Кабинетом министров Республики Адыгея.
Это положение Закона Республики Адыгея соответствует пункту 24.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий.
Следовательно, подпункт 9 пункта 10 оспариваемого Положения противоречит федеральному законодательству и Закону Республики Адыгея "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Таким образом, следует сделать вывод, что заявление прокурора Республики Адыгея о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не порождающими правовых последствий Положения о Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N 155 Приложения N 2 к указанному Постановлению Кабинета министров Республики Адыгея, подлежит частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятии или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора Республики Адыгея в части признания противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не порождающими правовых последствий подпункта 2 пункта 7, подпункта 9 пункта 10 Положения о Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155 абзаца 1, 3 Приложения N 2 к постановлению Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155, удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не порождающими правовых последствий с момента вступления настоящего решения в законную силу подпункт 2 пункта 7, подпункт 9 пункта 10 Положения о Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155, абзац 1, 3 Приложения N 2 к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155.
В удовлетворении заявления прокурора Республики Адыгея в части признания противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не порождающими правовых последствий подпункта 3 пункта 7, пункта 8, Положения о Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 10 сентября 2007 года N155, отказать.
Сообщение о настоящем решении, после его вступления в законную силу, опубликовать в газете "Советская Адыгея".
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий по делу судья |
О. М. Кулинченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 12 марта 2008 г. N 3-3/2008
Текст решения официально опубликован в газете "Советская Адыгея", N 62 от 3 апреля 2008 г.