Прокуратурой Республики Адыгея проведен правовой анализ Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 августа 2005 года N 133 "О порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" (далее Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея).
В результате установлено, что некоторые нормы Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
Так, пунктом 3 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного Постановлением, полномочия по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на право пользования участками недр на территории Республики Адыгея возложены на специально уполномоченный орган государственной власти Республики Адыгея в области недропользования.
Вместе с тем, статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее Закон Российской Федерации "О недрах") предусмотрено, что предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Органы местного самоуправления в рамках реализации своих полномочий в указанной сфере должны выступать субъектами правоотношений, возникающих при предоставлении и реализации прав пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Однако, из анализа норм оспариваемого Постановления установлено, что в качестве таковых органы местного самоуправления не указаны.
Таким образом, нормы данного нормативного правового акта, ограничивают полномочия органов местного самоуправления по предоставлению разрешений на разработку месторождений.
В силу статей 4, 10.1 и 16 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится только установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр и обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования недр, в то время как полномочия по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр не предоставляются. Непосредственное предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения, входит в компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Между тем, ее оформление, государственная регистрация и выдача, по смыслу пункта 3 статьи 16 данного Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти или его территориальными органами, и, таким образом, не является полномочием субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе определить орган исполнительной власти субъекта по обеспечению функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, а не орган по оформлению государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр.
Кроме того, по смыслу подпункта 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъекта Российской Федерации относится установление порядка распоряжения участками недр, а не распоряжение данными участками.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного суда Российской Федерации по делу N 65-Г07-1 от 23 мая 2007 года и N 56-Г05-16 от 28 декабря 2005 года.
Таким образом, субъект Российской Федерации в своей нормотворческой деятельности вышел за пределы компетенции, предоставленной ему федеральным законодательством.
Статьей 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" определены основания возникновения права пользования участками недр.
Вместе с тем, согласно пункту 5 раздела 2 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного рассматриваемым Постановлением, устанавливаются основания возникновения права пользования участками недр, отличные от оснований, установленных федеральным законодательством. Однако, Законом Российской Федерации "О недрах" право устанавливать иные основания субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Соответственно указанный пункт 5 Положения принят вне пределов компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 10 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного Постановлением, устанавливается, что добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется собственниками, владельцами земельных участков.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с земельным кодексом Российской Федерации"" указанный круг лиц был расширен и определено, что добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации, предлагаю:
Пункт 3, пункт 5 раздела 2, пункт 10 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 августа 2005 года N 133, привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
О результатах рассмотрения протеста прошу проинформировать прокуратуру республики в установленный Законом десятидневный срок со дня его получения.
Прокурор республики |
С. А. Охлопков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 31 марта 2008 г. N 22/2-4-08 на Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 августа 2005 года N 133 "О порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" (в ред. Постановления Кабинета Министров РА от 11 декабря 2006 года N 169)
Текст протеста официально опубликован не был