Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Житникова Ю.В, при секретаре Реве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6174/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 29 июня 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Редько Любови Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконуру (далее - ОПФР по г. Байконуру) о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконуру от 3 июня 2021 г. "данные изъяты" Редько, являющейся гражданкой "данные изъяты", отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании её заявления от 8 апреля 2021 г. ввиду непредставления истцом в пенсионный орган документа, подтверждающего постоянное проживание в г "данные изъяты"
Полагая свои права нарушенными, Редько обратилась в суд с иском, в котором просила признать названное решение незаконным и обязать ОПФР по г. Байконуру назначить ей страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 8 апреля 2021 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей г. Байконура осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконура понимаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконуре. Кроме того, в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в нём установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории. В соответствии с Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 г. решение на постоянное проживание (регистрацию по месту жительства) принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации г. Байконура. На основании протокола режимной комиссии Отделением УФМС по Московской области в г. Байконуре производится регистрационный учёт граждан по месту пребывания или месту жительства. Таким образом, с учётом специфики функционирования г. Байконура постоянное проживание (регистрация по месту жительства) является основополагающим фактором для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, Редько "данные изъяты" года рождения, являющаяся гражданкой "данные изъяты" и проживающая в г. "данные изъяты", 8 апреля 2021 г. обратилась в ОПФР по г. Байконуру с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Однако решением ОПФР по г. Байконуру от 3 июня 2021 г. "данные изъяты" ей отказано в назначении пенсии по старости досрочно на том основании, что истец не представила в пенсионный орган документ, свидетельствующий о наличии у неё постоянной регистрации в г. Байконуре.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. Байконура признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконура.
Исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией г. Байконура понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконура, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями города Байконура признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконуре. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконура производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконура, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются, в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из копий адресной справки N 552, выданной отделением по вопросам миграции "данные изъяты"л.д. 7), протокола заседания режимной комиссии г. Байконура от 20 августа 2020 г. (л.д. 26) и трудовой книжки (л.д. 47-51) усматривается, что уполномоченным органом г. Байконура Редько разрешено проживание на территории города, она работает в Государственном унитарном предприятии " "данные изъяты" и её фактическим местом жительства является жилое помещение по адресу: "данные изъяты", в котором Редько зарегистрирована в установленном порядке в администрации г. Байконура, как проживающая на территории города.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус г. Байконура и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории г. Байконура и относится к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, она обоснованно обратилась в ОПФР по г. Байконуру с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, несмотря на отсутствие у неё постоянной регистрации в г. Байконуре, и законных оснований для отказа в назначении ей пенсии по мотиву указанному в решении ОПФР по г. Байконуру от 3 июня 2021 г, у ответчика не имелось.
При таких данных решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 29 июня 2021 г. по иску Редько Любови Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконуру оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 8 сентября 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.