Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Новикова М.Ю, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4389/2021 по апелляционной жалобе ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ОПФР по "адрес") на решение 26 гарнизонного военного суда от 22 июня 2021 г, которым частично удовлетворён иск Махамбетовой Ж.С. к ОПФР по "адрес" о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Решением ОПФР по "адрес" от 23 марта 2021 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Пенсионный орган исходил из того, что в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, не могут быть включены периоды работы истца на должности "данные изъяты" с 1 августа 1983 г. по 27 августа 1985 г, обучение в "данные изъяты" институте с 1 сентября 1985 г. по 16 августа 1990 г, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 6 сентября 1994 г. по 27 марта 1997 г. и с 16 июня 2004 г. по 6 марта 2005 г, а также период работы "данные изъяты" с 1 января 2009 г. по 31 августа 2009 г.
Полагая свои права нарушенными, Махамбетова обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным названное решение, включить указанные периоды в стаж и назначить страховую пенсию по старости досрочно со дня обращения в пенсионный орган.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по "адрес" от 23 марта 2021 г. и обязал ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности работу на должностях воспитателя в яслях с 1 августа 1983 г. по 27 августа 1985 г, обучение в "данные изъяты" институте с 1 сентября 1985 г. по 27 июня 1990 г, "данные изъяты" на территории Республики Казахстан. с 1 августа 2015 г. по 4 октября 2020 г. Суд обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 5 октября 2020 г. - даты обращения в пенсионный орган.
В требовании о включении в специальный стаж периоды работы в должности "данные изъяты", учёбы с 28 июня по 16 августа 1990 и отпусков по беременности и родам срок суд отказал.
Помимо этого, суд взыскал с ответчика в пользу истца 300 руб. в счёт возмещения понесённых ею судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылается на пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, Правила утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу статей 4 и 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-ХII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе, - при стаже указанной работы не менее 25 лет. Однако Законом Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. N 32-I действие статьи 37 названного выше закона было приостановлено. С 1 января 1998 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан от 16 января 1996 г. N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым не предусмотрено назначения пенсии за выслугу лет. В этой связи при определении права истца на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы учителем в Республике Казахстан не могут быть зачтены в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, при обращении ОПФР по "адрес" с заявлением 5 октября 2020 г. истица указала, что не имеет возможности подтвердить период работы с 1 августа 1983 г. по 27 августа 1985 г. и просила его не засчитывать.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из копий удостоверения личности истца и адресной справки, истец, 4 марта 1966 года рождения, является гражданином Республики Казахстан, проживает и зарегистрирована по месту жительства в "адрес".
Из копий страхового свидетельства, трудовой книжки, справки директора школы N N от 5 апреля 2021 г. видно, что истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", трудовую деятельность осуществляет с 1 августа 1983 года. В период с 1 августа 1983 г. по 27 августа 1985 г. работала "данные изъяты", с 1 сентября 1985 г. по 27 июня 1990 г. обучалась в "данные изъяты" институте, с 1 августа 2015 г. по 5 октября 2020 г. работала "данные изъяты" на территории Республики Казахстан.
Из копии решения ОПФР по "адрес" от 23 марта 2021 г, а также из доводов апелляционной жалобы следует, что в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании заявления от 5 октября 2020 г. истцу отказано, поскольку в соответствующий стаж не может быть включен период её работы с 1 августа 2013 г. по 27 августа 1985 г. на должности "данные изъяты", так как этот период ни чем не подтверждён, период учёбы в "данные изъяты" институте с 1 сентября 1985 г. по 2 июля 1990 г, так как после обучения истец не занимался педагогической деятельностью и работы "данные изъяты" с 1 августа 2015 г. по 4 октября 2020 г, так как институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в Республике Казахстан отменён с 26 июля 1996 г.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконура Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконура понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконуре.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 той же статьи закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Исходя из приложения 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" и пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).
В названный Список, согласно пункту 1 наименования должностей и пункту 1.1 наименования учреждений, включена должность учителя общеобразовательного учреждения, в том числе школ всех наименований.
Таким образом, удовлетворяя требование истца о включении в стаж для определения права на пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы с 1 августа 2015 г. по 4 октября 2020 г, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец работал в спорный период на должности учителя начальных классов в школе N 273 на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1993 г, осуществляя педагогическую деятельность в должности, дающей право в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, повторяющие его доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, судебная коллегия отвергает как несостоятельные, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, в том числе международных договоров, регулирующих пенсионное обеспечение жителей г. Байконура, и не опровергают выводы суда о праве истца на включение спорного периода работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Что касается периода трудовой деятельности Махамбетовой с 1 августа 1983 г. по 27 августа 1985 г, он указан как спорный в её исковом заявлении и в решении ОПФР по "адрес" от 23 марта 2021 г. отказано о его зачёте в стаж для определении права на досрочную пенсию. То обстоятельство, что Махамбетова не просила о включении этого периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности о при обращении ОПФР по "адрес" с заявлением 5 октября 2020 г. не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 22 июня 2021 г. по иску Махамбетовой Жумы Сералиевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2021 г.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.