Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Орловой М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4919/2019 по апелляционной жалобе законного представителя ответчика - ФИО12 на решение 26 гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Абдиевой Акмарал Шайкиевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г "адрес" об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Абдиева, 10 декабря 1971 года рождения, является гражданкой Республики Казахстан и с 18 сентября 2015 г. зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: "адрес"
10 ноября 2020 г. Абдиева обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. "адрес" (далее - ОПФР по г. "адрес") с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по г. "адрес" от 29 января 2021 г. Абдиевой в этом отказано, поскольку у нее недостаточно стажа, дающего право на досрочное назначение данной пенсии в связи с педагогической деятельностью. В обоснование принятого решения отмечено, что фактический стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, на 10 ноября 2020 г. составляет 20 лет 9 месяцев и 11 дней. В этот стаж не были включены периоды ее работы "данные изъяты" с 1 августа 2015 г. по 9 ноября 2020 г, так как институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей отменен на территории Республики Казахстан с 26 июля 1996 г. Также не включены периоды ее работы на должности "данные изъяты" с 26 сентября 1991 г. по 21 февраля 1992 г, с 22 февраля 1992 г. по 14 февраля 1994 г, с 16 мая 1994 г. по 14 июля 1994 г. и с 16 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г, в том числе в период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также периоды работы на должности "данные изъяты" с 31 октября 1995 г. по 28 февраля 1996 г. и с 13 июля 2001 г. по 31 августа 2001 г. в части нахождения в отпуске по беременности и родам (140 дней за каждый период), так как из архива не поступили сведения, подтверждающие факт трудовой деятельности истца за указанные периоды.
Абдиева обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила отменить решение ОПФР по г. "адрес" от 29 января 2021 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и обязать названное учреждение назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган.
Решением суда первой инстанции исковое заявление Абдиевой удовлетворено частично.
Суд обязал ОПФР по г. N включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды ее работы на должности "данные изъяты" с 26 сентября 1991 г. по 21 февраля 1992 г.; с 22 февраля г. по 14 января 1993 г, с 16 мая 1994 г. по 14 июля 1994 г. и с 16 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г, в том числе в период нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 августа 1992 г. по 14 января 1993 г.; на должности "данные изъяты" с 1 августа 2015 г. по 9 ноября 2020 г. и обязал назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 10 ноября 2020 г. - даты обращения в пенсионный орган. В удовлетворении требований о зачислении истцу в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости иных периодов работы (нахождения в отпуске) судом отказано.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОПФР по г. "адрес" ФИО13, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на нормативные правовые акты, регламентирующие порядок назначения страховой пенсии по старости лицам в связи с их педагогической деятельностью, указывает, что работа Абдиевой в должности учителя в период с 1 августа 2015 г. по 9 ноября 2020 г. не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как с 26 июля 1996 г. в Республике Казахстан отменен институт досрочной пенсии педагогическим работникам, а порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Отмечает, что в целях проверки факта работы истца за период с 26 сентября по 31 августа 1994 г. был направлен запрос в Кызылординский областной архив, на который представлена архивная справка, не содержащая сведений о работе истца за 1991, 1992, 1993 г.г, а также о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком, в связи с чем спорные периоды за указанные годы не были учтены ответчиком при исчислении специального стажа истца.
В возражениях на апелляционную жалобу Абдиева и ее представитель ФИО14 просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории г. Байконура, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
Согласно этим международным правовым нормам город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем города Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.
Пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с этим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно п. 19 ч. 1, чч. 1.1 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи. Страховая пенсия по старости указанным лицам назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 1);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", (далее - Список 2) с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", (далее - Список 3) с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 1 раздела "Наименование должностей" и пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка 1 работа в должности "учитель" общеобразовательного учреждения "школы всех наименований" является основанием для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность.
В Список 2 включены учителя начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Список 3 включает в себя воспитателей, старших воспитателей (воспитателей-методистов) в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
При этом п. 6 этих же Правил установлено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
В соответствии с п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как усматривается из материалов дела, гражданка Республики Казахстан Абдиева зарегистрирована по месту жительства в г. "адрес" Республики Казахстан, следовательно, она подлежит пенсионному обеспечению по нормам законодательства Российской Федерации.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что период работы истца на должности учителя начальных классов в Коммунальном государственном учреждении "Средняя школа N N Кармакшинского районного отдела образования" г. "адрес" Республики Казахстан с 1 августа 2015 г. по 9 ноября 2020 г. подлежит включению в стаж Абдиевой, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. При этом отмена с 26 июля 1996 г. на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей не может свидетельствовать об обратном, поскольку при исчислении соответствующего стажа подлежит применению законодательство Российской Федерации.
Что касается периодов работы, по которым отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в пенсионный фонд Республики Казахстан, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно разъяснениям, данным в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Разрешая требования истца в части отказа зачета в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы истца в качестве воспитателя детского сада за 1991 - 1993 г.г, суд первой инстанции правильно исходил из того, что трудовая книжка истца, впервые заполненная 27 сентября 1991 г, содержит сведения о том, что Абдиева с 26 сентября 1991 г. была принята на работу на должность воспитателя детского сада и уволена с указанной должности 31 августа 1994 г. (л.д. 22, 23).
Согласно пп. 11 и 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Исходя из изложенного, а также приняв во внимание установленные обстоятельства о рождении у истца ребенка 4 ноября 1992 г, нахождение ее в отпуске по беременности и родам в период с 25 августа 1992 г. по 14 января 1993 г. и в отпуске по уходу за ребенком с 15 января 1993 г. по 14 февраля 1994 г, суд правомерно обязал ответчика включить в специальный стаж Абдиевой, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы на должности "данные изъяты" с 26 сентября 1991 г. по 21 февраля 1992 г, а также периоды работы на должности "данные изъяты" с 22 февраля 1992 г. по 14 января 1993 г, с 16 мая 1994 г. по 14 июля 1994 г. и с 16 августа 1994 г. по 31 августа 1994 г, в том числе в период нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 августа 1992 г. по 14 января 1993 г.
Таким образом, у истца наступил необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, поскольку истец приобрела специальный стаж (25 лет), дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, до 1 января 2019 г, то с учетом положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд правомерно обязал пенсионный орган назначить Абдиевой досрочную пенсию со дня обращения за ней - с 10 ноября 2020 г.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г. по исковому заявлению Абдиевой Акмарал Шайкиевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконуру оставить без изменения, а апелляционную жалобу законного представителя ответчика ФИО15 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2021 г.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.