Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3893/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Кенесова Бакытбека Сандибековича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Кенесову, являющемуся гражданином Республики Казахстан, отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ ввиду непредставления истцом в пенсионный орган документа, подтверждающего постоянное проживание в "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Кенесов обратился в суд с иском, в котором просил признать названное решение незаконным и обязать ОПФР по "адрес" назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд отменил решение ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и возложил на ответчика обязанность назначить Кенесову страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей "адрес" осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей "адрес" Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями "адрес" понимаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и лица без гражданства, постоянно проживающие в "адрес". Кроме того, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору. "адрес" является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в нём установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории. В соответствии с Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконуре от ДД.ММ.ГГГГ решение на постоянное проживание (регистрацию по месту жительства) принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации "адрес". На основании протокола режимной комиссии Отделением УФМС по "адрес" в "адрес" производится регистрационный учёт граждан по месту пребывания или месту жительства. Таким образом, с учётом специфики функционирования "адрес" постоянное проживание (регистрация по месту жительства) является основополагающим фактором для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что на момент принятия пенсионным органом решения истец, зарегистрированный по месту пребывания в "адрес", имел постоянную регистрацию в "адрес" Республики Казахстан.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся гражданином Республики Казахстан и проживающий в "адрес", ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Однако решением ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в назначении пенсии по старости досрочно на том основании, что истец не представил в пенсионный орган документ, свидетельствующий о наличии у него постоянной регистрации в "адрес".
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, ДД.ММ.ГГГГ) "адрес" является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой "адрес" в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем "адрес" признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации "адрес".
Исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией "адрес" понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории "адрес", урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, ДД.ММ.ГГГГ) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей "адрес" Республики Казахстан (Алма-Ата, ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей "адрес" Республики Казахстан, "адрес" является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями "адрес" признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в "адрес". Пенсионное обеспечение жителей "адрес" производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям "адрес", назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются, в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из справки филиала Акционерного общества "Центр эксплуатации объектов наземной "данные изъяты" инфраструктуры" - "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), копий адресной справки N, выданной отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе "данные изъяты" (л.д. 12), договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21) и протокола заседания режимной комиссии "адрес" (л.д. 42) усматривается, что на момент принятия пенсионным органом решения об отказе Кенесову в назначении страховой пенсии по старости фактическим постоянным местом жительства истца, работающего в "данные изъяты" являлось жилое помещение по адресу: "адрес", находящееся в пользовании названного предприятия, в котором Кинесов с членами семьи зарегистрирован в установленном порядке в администрации "адрес", как проживающий на территории города.
Кроме того, согласно копии адресной справки N, выданной отделением по вопросам миграции УМВД России на "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), с указанной даты истцу разрешено постоянное проживание в "адрес", в связи с чем он был зарегистрирован по месту жительства по названному выше адресу.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус "адрес" и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории "адрес", в том числе с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в нём по месту жительства, и относится к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, он обоснованно обратился в ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, несмотря на отсутствие у него до указанной даты постоянной регистрации в "адрес", и законных оснований для отказа в назначении ему пенсии по мотиву указанному, в решении ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика не имелось.
Ссылка автора жалобы на наличие у Кенесова на момент вынесения ответчиком спорного решения постоянной регистрации в "адрес" Республики Казахстан не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку каких-либо сведений, полученных ОПФР по "адрес" в порядке взаимодействия с соответствующими органами Республики Казахстан, о назначении и выплате истцу уполномоченным органом названного государства пенсии, материалы дела не содержат.
При таких данных решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Кенесова Бакытбека Сандибековича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.