Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Масенина П.Е, судей: Зинюшина Н.Н, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-226/2021 по апелляционной жалобе представителя федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации Алексеевой Т.Г. на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 мая 2021 года, которым удовлетворен административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части 12128 младшего сержанта запаса Антиповой ФИО1 об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с необеспечением жилым помещением по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Антипова проходила военную службу в период с 1992 года. Проживала в закрытом военном городке в предоставленном ей в 2000 году служебном жилом помещении по адресу: "адрес", где она проживает и по настоящее время. После переформирования войсковой части 21617 в войсковую часть 12128, будучи уверенной в том, что находится в списках на отселение из закрытого военного городка, Антипова в рапорте об увольнении с военной службы и в ходе проведенной командованием с ней беседы просила сохранить за ней право на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Приказом командира войсковой части 12128 от 13 июля 2010 года N 136 Антипова уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с сохранением права на получение жилой площади по избранному месту жительства и с 29 августа 2010 года исключена из списков личного состава части. В 2012 году Антипова обратилась в жилищную группу войсковой части 12128 с вопросом о планируемой дате обеспечения ее жильем, на что получила разъяснения, что поскольку военный городок Тоцкое-2 в 2011 году был исключен из перечня закрытых военных городков, и каких-либо документов, подтверждающих ее постановку на жилищный учет, в воинской части не сохранилось, то она не подлежит обеспечению жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации. В этом же году Антипова обратилась с заявлением о восстановлении ее на жилищном учете в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Центррегионжилье), Решением которого от 13 ноября 2012 года ей в этом было отказано по причине непредставления необходимых документов и в связи с утратой в 2010 году статуса военнослужащей.
Далее, на протяжении с 2012 года по настоящее время Антипова неоднократно обращалась в различные органы военного управления с просьбой о постановке (восстановлении) ее на жилищном учете, однако поступавшие в ее адрес ответы сводились к тому, что она на жилищном учете не состоит и документов об обратном ей не представлено.
Полагая свои права нарушенными Антипова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с нереализацией ее права на получение жилья в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства, предусмотренного пунктом 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон);
- обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить ее с членами семьи жилым помещением в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства в г. Оренбурге в порядке и форме, предусмотренной Законом, как очередников с 12 июня 2010 года;
Кроме того Антипова просила взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в ее пользу судебные расходы, связанные уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Антиповой удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия Центррегионжилье, связанные с ненадлежащим рассмотрением вопроса о принятии Антиповой и членов ее семьи на жилищный учет, и обязал филиал "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал "Центральный") рассмотреть вопрос о принятии или об отказе в принятии Антиповой и членов ее семьи на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания в установленном действующим законодательством порядке.
Также суд взыскал с филиала "Центральный" в пользу Антиповой судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с непринятием мер по восстановлению ее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства и включению в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, и о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по принятию ее с сыном на учет в получении социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом для обеспечения жильем по избранному месту жительства в г. Оренбурге, суд Антиповой отказал.
В апелляционной жалобе представитель федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, излагая обстоятельства административного дела, указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Антипова в период военной службы была обеспечена жилым помещением по адресу: "адрес", общей площадью 40 квадратных метров, которое в настоящее время ею приватизировано. Отмечает, что до увольнения ее с военной службы за постановкой на жилищный учет Антипова не обращалась, а решение уполномоченного органа от 13 ноября 2012 года об отказе ей в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - не обжаловала.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве вдающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
П. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция) предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы.
Согласно п.п. 3 и 5 Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Согласно п. 26, 27, 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, действовавшей в период прохождения Антиповой военной службы, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Как видно из материалов дела, Антипова проходила военную службу по контракту и уволена с нее в 2010 году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой более 10 лет и с сохранением за ней права на получение жилья по избранному месту жительства. С просьбой не исключать ее из списков очередников на получение жилья по избранному месту жительства Антипова также указывала в своем рапорте от 12 июля 2010 года.
Учитывая, что при выслуге более 10 лет, а также льготном основании для увольнения с военной службы Антипова обоснованно и своевременно выразила свое желание быть обеспеченной жилым помещением по избранному месту жительства до увольнения с военной службы, однако данный вопрос в установленном порядке по не зависящим от нее причинам рассмотрен не был, ее учетные документы в Центррегионжилье либо в ДЖО командованием войсковой части 12128 после формирования и начала их функционирования переданы не были, а также принимая во внимание проживание Антиповой на момент увольнения с военной службы в служебной квартире, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Центррегионжилье рассмотрен ее жилищный вопрос ненадлежащим образом - без учета указанных выше обстоятельств, что является нарушением прав административного истца.
Указывая на то, что о принятии либо об отказе в принятии на жилищный учет военнослужащего должно быть в обязательном порядке принято соответствующее мотивированное решение жилищного органа с указанием всех обстоятельств, относящихся к данному вопросу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в настоящее время этот вопрос подлежит рассмотрению филиалом "Центральный", как правопреемника Центррегионжилья и в полномочия которого в настоящее время входит рассмотрение данного вопроса и обоснованно удовлетворил административный иск Антиповой в этой части.
При этом, учитывая требования ч. 4 чт. 239 КАС РФ об обязательности указаний суда кассационной инстанции для суда, вновь рассматривающего административное дело, является правильным вывод суда первой инстанции и о том, что приватизация жилья Антиповой, ранее предоставленного ей в качестве служебного, не является основанием для нерассмотрения ее жилищного вопроса в установленном порядке, а указанное обстоятельство подлежит учету при разрешении этого вопроса как и все иные установленные по делу обстоятельств.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 мая 2021 года по административному исковому заявлению Антиповой ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации Алексеевой Т.Г. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2021 года.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.