Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Масенина П.Е, судей:
Зинюшина Н.Н, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б, с участием представителя административного истца Мельниковой Л.А. и представителя административных ответчиков Анай-оол В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-284/2021 по апелляционной жалобе представителя МЧС России и комиссии центрального аппарата МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу (гражданам, уволенным с военной службы) в центральном аппарате МЧС России Анай-оол В.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 8 июня 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Национального центра управления в кризисных ситуациях капитана запаса Хачатурьянца ФИО1 об оспаривании бездействия МЧС России, связанного с необеспечением постоянным жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Хачатурьянц проходил военную службу с 2002 года, в том числе с 2011 года - в ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - Центр). Приказом МЧС России от 25 апреля 2016 года N 39-ВК при календарной выслуге более 10 лет уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом начальника Центра от 27 апреля 2016 года N 83 исключен из списков личного состава части с 30 апреля 2016 года.
В период службы административный истец был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: "адрес", где проживает в настоящее время.
29 апреля 2016 года в жилищную комиссию подал рапорт об обеспечении его постоянным жилым помещением, приложив к нему все необходимые для этого документы, однако до настоящего времени его рапорт не рассмотрен и постоянным жильем он не обеспечен.
Полагая, что этим его права нарушены, Хачатурьянц через своего представителя Мельникову, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать его состоящим на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2016 года;
- обязать предоставить жилое помещение ему и членам его семьи в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- установить неустойку за неисполнение решения суда в размере "данные изъяты" рублей за каждый день просрочки, начиная с 31 дня вступления решения суда в законную силу;
Кроме того, просил взыскать с МЧС РФ в его пользу судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, из которых: уплата государственной пошлины - "данные изъяты" рублей; расходы на оформление доверенности - "данные изъяты" рублей: оплата услуг представителя - "данные изъяты" рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Хачатурянца удовлетворил частично.
Суд признал незаконным бездействие жилищной комиссии Центра, выраженное в нерассмотрении рапорта Хачатурьянца по вопросу признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания и обязал комиссию центрального аппарата МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу (гражданам, уволенным с военной службы) в центральном аппарате МЧС России, рассмотреть в установленном порядке рапорт Хачатурьянца от 29 апреля 2016 года о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Также суд взыскал с МЧС России в пользу Хачатурьянца судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований суд Хачатурянцу отказал.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, излагая обстоятельства административного дела, указывает, что суд первой инстанции необоснованно не применил последствия пропуска административным истцом процессуального срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, действовавших на момент исключения административного истца из списков личного состава части, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются поименованные в данном пункте документы.
Согласно пункту 5 указанных Правил в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Аналогичные положения содержались в Инструкции по учету нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, и предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма и в собственность бесплатно, утвержденной приказом МЧС России от 11 апреля 2012 года N 228, действовавшей в 2016 году.
При этом пункт 2 приведенной Инструкции устанавливал, что признание военнослужащих, проходящих военную службу в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подчиненных им учреждениях осуществлялось жилищными комиссиями, создаваемыми в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из приведенных норм следует, что военнослужащий, уволенный с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, при календарной выслуге более 10 лет, имеет право претендовать на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в порядке, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Хачатурянц относится к указанной выше категории военнослужащих.
Из материалов дела видно, что административный истец неоднократно, в рапорте об увольнении от 19 февраля 2016 года, при проведении беседы 17 марта 2016 года и непосредственно в рапорте от 29 апреля 2016 года, заявлял о своем желании реализовать возникшее у него право на обеспечение постоянным жильем в указанном порядке.
Также положения вышеуказанных Правил и Инструкции устанавливали как обязанность увольняемых военнослужащих, у которых возникло право на обеспечение жилым помещением, по подаче заявления и документов о принятии на жилищный учет в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения по этому вопросу до даты исключения их из списков личного состава воинской части, так и обязанность жилищного органа по принятию решения по этим документам (о принятии на учет или об отказе в принятии на учет) в течение 30 рабочих дней со дня их поступления.
Принимая во внимание, что основание для признания нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания у административного истца возникло только в связи с его увольнением с военной службы приказом МЧС России от 25 апреля 2016 года N 39-ВК, а датой его исключения приказом начальника Центра от 27 апреля 2016 года N 83 был определено 30 апреля 2016 года, т.е. между указанными датами было не более 5 дней, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление (рапорт) о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания административным истцом не мог быть подан в срок, обеспечивающий возможность принятия решения по этому вопросу, на вынесение которого дается 30 рабочих дней, до даты исключения его из списков личного состава воинской части.
При этом судом первой инстанции правильно указано, что приведенные нормы Порядка и Инструкции, так же как и иные правовые акты, возлагая на военнослужащего, желающего реализовать свои жилищные права в порядке статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обязанность по своевременному обращению в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учет, указаний об утрате им указанных прав в связи с невыполнением приведенной обязанности в силу объективных причин не содержат.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что дата исключения административного истца 30 апреля 2016 года приходилась на выходной день - субботу, а согласно Производственному календарю на 2016 год следующим рабочим днем являлось 4 мая 2016 года, когда и был зарегистрирован его рапорт о принятии на жилищный учет.
В силу приведенных норм и обстоятельств, принимая во внимание, что о желании реализовать возникшее в связи с увольнением право на обеспечение постоянным жилым помещением административный истец неоднократно заявлял как при увольнении с военной службы, так и при исключении из списков личного состава воинской части, а 29 апреля2016 года в жилищную комиссию Центра в установленном порядке Хачатурянц подал рапорт о признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что названная жилищная комиссия обязана была рассмотреть этот рапорт в течение 30 рабочих дней.
Поскольку, как видно из материалов дела, рапорт административного истца от 29 апреля 2016 года, зарегистрированный в ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" 4 мая 2016 года за вх. N Р-226, до настоящего времени не рассмотрен в установленном порядке и доказательств обратного в судебное заседание не представлено, то суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие жилищной комиссии Центра, выраженное в нерассмотрении рапорта Хачатурьянца по вопросу признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
При этом судом первой инстанции, в обоснование отсутствия оснований для применения последствий пропуска административным истцом процессуального срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, верно указано, что административному истцу до увольнения неоднократно разъяснялось о сохранении за ним права пользования служебной квартирой до момента обеспечения его постоянным жилым помещением в случае признания его нуждающимся в таковом, а вопрос о выселении его из служебной квартиры до настоящего времени не рассматривался, в связи с чем, у него имелись все основания полагать о положительном рассмотрении его рапорта от 29 апреля 2016 года о постановке на жилищный учет.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что своевременно поданный рапорт Хачатурянца до настоящего времени не рассмотрен и обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по его рассмотрению, удовлетворив в этой части административный иск.
В связи с изложенным, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 8 июня 2021 года по административному исковому заявлению Хачатурянца ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков Анай-оол В.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.