В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Постановления Кабинета министров Республики Адыгея от 22 декабря 2008 года N 202 "О мерах по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Адыгея"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея Положений об оплате труда работников государственных учреждении Республики Адыгея по видам экономической деятельности.
2. Долголенко О.В. - начальнику информационно-правового отдела в трехдневный срок со дня подписания приказа:
- обеспечить размещение настоящего приказа на сайте Министерства труда и социального развития Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования и публикацию его в газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ" и ежемесячном сборнике "Собрание законодательства Республики Адыгея";
- направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Республики Адыгея Галактионову Т.Н.
Министр |
Н. Широкова |
Рекомендации по разработке исполнительными органами
государственной власти Республики Адыгея Положений
об оплате труда работников государственных учреждений
Республики Адыгея по видам экономической деятельности
(утв. Приказом Министерства труда и социального развития
Республики Адыгея от 30 декабря 2008 г. N 196)
Настоящие рекомендации разработаны с целью обеспечения единых подходов к введению в государственных учреждениях Республики Адыгея новых систем оплаты труда работников и оказания практической помощи исполнительным органам государственной власти Республики Адыгея при разработке Положений об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея по видам экономической деятельности.
Перечень нормативных правовых актов, применяемых при установлении новых систем оплаты труда, приведен в приложении к настоящим Рекомендациям.
I. Общие положения
1. Для целей настоящих рекомендаций используются следующие основные понятия и определения:
1) система оплаты труда работников государственного учреждения - совокупность норм, устанавливающих условия и размеры оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
2) заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
3) оклад (должностной оклад, ставка заработной платы) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение должностных обязанностей (норм труда) определенной сложности за календарный месяц (единицу времени) без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера;
4) профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;
5) выплаты компенсационного характера - выплаты, обеспечивающие оплату труда в повышенном размере работникам учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (опасными) и иными особыми условиями труда, отклоняющимися от нормальных;
6) выплаты стимулирующего характера - зарплаты, предусматриваемые системами оплаты труда работников учреждений с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.
II. Порядок разработки Положений об оплате трудна работников
государственных учреждении Республики Адыгея
по видам экономической деятельности
Разработка Положений об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея (далее Положений) осуществляется на основе норм действующего трудового законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея.
Рекомендуется разработку Положений осуществлять в следующей последовательности:
1) анализ специфики деятельности подведомственных учреждений и группировка их по видам экономической деятельности;
2) анализ нормативных правовых актов, локальных актов, устанавливающих условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений на соответствие нормам трудового законодательства. В ходе данного анализа рассматриваются все виды выплат, надбавок, применяемые в действующих системах оплаты труда, и определяется, какие из них войдут в новую систему оплаты труда, а какие утрачивают свою актуальность;
3) разработка исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея Положений об оплате труда работников подведомственных учреждении по видам экономической деятельности.
III. Структура и содержание Положения об оплате труда работников
государственных учреждений Республики Адыгея
Действующее трудовое законодательство не содержит каких либо требований к положению об оплате труда. На основании анализа глав 20, 21 Трудового кодекса Российской Федерации рекомендуется включение в Положение следующих глав:
1. Общие положения.
2. Порядок и условия установления окладов (ставок) заработной платы.
3. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера.
4. Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера.
5. Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера.
6. Другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения.
Глава "Общие положения" может содержать:
1) преамбулу со ссылкой на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разработано данное Положение (постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 22 декабря 2008 года N 202 "О мерах по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Адыгея" и другие);
2) категории работников, на которых распространяется действие данного Положения (например, на работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея);
3) общее описание устанавливаемой системы оплаты труда, ее основные элементы;
4) краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников.
Глава "Порядок и условия установления окладов (ставок) заработной платы" может содержать:
1) размеры окладов (ставок) работников, на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее ПКГ);
2) размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам). Размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, и не ниже установленных на основе тарифной сетки на момент введения новых систем оплаты труда.
Размеры окладов работников, занимающих общеотраслевые должности специалистов и служащих, рекомендуется устанавливать на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 247н.
Размеры окладов (ставок) работников, занимающих общеотраслевые должности рабочих, рекомендуется устанавливать в зависимости от отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 248н.
В Положении также можно указать, что при утверждении Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по ПКГ оклады (ставки) работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в эти ПКГ, устанавливаются согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации в размере не ниже соответствующих базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы.
В данной главе указываются виды и предельные размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам).
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Размеры выплат по повышающим коэффициентам к окладам (ставкам) определяются путем умножения размеров окладов (ставок) работников на повышающие коэффициенты, при этом выплаты по повышающим коэффициентам носят характер стимулирующей выплаты и не образуют новый оклад. Все другие виды компенсационных и стимулирующих выплат рассчитываются исходя из оклада (ставки).
При установлении условий оплаты труда работников может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладам (ставкам):
- повышающие коэффициенты к окладам (ставкам) по соответствующим профессионально-квалификационным группам (по занимаемой должности);
- персональные повышающие коэффициенты к окладам (ставкам).
- повышающие коэффициенты, предусмотренные действующими условиями оплаты труда специалистов социальной сферы, которые установлены в соответствии с Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 279 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея" и другими нормативно-правовыми актами Республики Адыгея с учетом социально-экономического развития населенных пунктов. Указанные коэффициенты устанавливаются к окладам, ставкам заработной платы.
Повышающие коэффициенты к окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (по занимаемым должностям) рекомендуется устанавливать всем работникам, занимающим должности служащих, предусматривающие внутридолжностное категорирование. Повышающие коэффициенты к окладам (ставкам) по занимаемым должностям, дифференцированные в зависимости от квалификационной категории, устанавливаются с целью стимулирования работников, занимающих соответствующие должности, к качественному выполнению работы путем повышения профессиональной квалификации.
Персональный повышающий коэффициент к окладу (ставке) устанавливается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в установленных пределах.
При установлении повышающих коэффициентов рекомендуется учитывать уровень профессиональной подготовки, сложность и важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении порученных заданий.
Могут устанавливаться повышающие коэффициенты к окладам (ставкам заработной платы) за наличие ученой степени, почетного звания, знание и применение в работе одного или нескольких иностранных языков, иные повышающие коэффициенты.
Повышающие коэффициенты к окладам (ставкам) устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Глава "Порядок и условия установления выплат компенсационного характера" может содержать:
- перечень видов компенсационных выплат, устанавливаемых в учреждениях данного вида экономической деятельности;
- размеры выплат компенсационного характера;
- порядок и условия установления выплат компенсационного характера.
Виды выплат компенсационного характера устанавливаются в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях".
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к окладам (ставкам) без учета повышающих коэффициентов.
Могут устанавливаться следующие виды компенсационных выплат:
1) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (опасными) и иными особыми условиями труда (согласно ст. 147 Трудового Кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870);
2) работникам, выполняющим работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 - 154 Трудового Кодекса Российской Федерации), в том числе:
- за выполнение работ различной квалификации;
- за совмещение профессий;
- за расширение зон обслуживания;
- за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
- за сверхурочную работу;
- за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- за работу в ночное время (минимальный размер повышения, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 554, составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время);
- при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;
3) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (устанавливается в размере и порядке, определенном Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года "О государственной тайне", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 29 января 2008 года N 8 "О выплате ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"). Глава "Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера" включает перечень (конкретные наименования) и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Кабинета министров Республики Адыгея N 8 следует читать как: "от 29 января 2007 г."
Перечень выплат формируется в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".
Выплаты к окладам (ставкам заработной платы) за выслугу лет (стаж непрерывной работы) устанавливаются работникам в соответствии с условиями назначения данной выплаты с учетом особенностей учреждений по видам экономической деятельности.
Работникам учреждений могут выплачиваться премии:
- за образцовое (высокое) качество выполняемых работ;
- выполнение особо важных и срочных работ;
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- по итогам работы за период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Систему факторов, служащих основанием для премирования работников, целесообразно формировать для разных категорий работников по-разному, в зависимости от характера выполняемой работы, порядка учета и нормирования ее результатов. Устанавливаемые в Положении показатели премирования работников должны быть соотнесены с показателями оценки эффективности деятельности учреждения.
Размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются в процентах к окладам (ставкам заработной платы) или в абсолютном размере. Максимальный размер выплат стимулирующего характера не ограничен. В главу "Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера" рекомендуется включить размеры должностных окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Исходя из средней заработной платы работников основного персонала определяется должностной оклад руководителя учреждения. При этом следует руководствоваться порядком исчисления размера средней заработной платы, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 сентября 2008 г. N 167н "Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения" с учетом последних изменений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 167н следует читать как: "от 8 апреля 2008 г."
Для руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера должен быть предусмотрен отдельный перечень стимулирующих надбавок. Размеры указанных надбавок устанавливаются с учетом выполнения условий премирования и достигнутых целевых показателей эффективности деятельности государственного учреждения.
Размеры, порядок и условия премирования руководителя государственного учреждения ежегодно определяются исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в дополнительном соглашении к заключаемому с ним трудовому договору.
Исполнительным органам государственной власти Республики Адыгея при установлении критериев и условий осуществления выплат стимулирующего характера руководителям учреждении рекомендуется разработать систему показателей оценки эффективности работы учреждений.
6. Другие вопросы оплаты труда или заключительные положения.
Положением могут быть установлены особенности оплаты труда отдельных категорий работников, другие вопросы оплаты труда, которые целесообразно отразить, учитывая специфику трудовых отношений.
Например, в положении можно установить, что по решению руководителя учреждения на срок до 1 года могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда работникам, занимающим должности служащих, имеющим большой опыт работы, авторитет и признание в своей сфере деятельности или индивидуальные условия оплаты труда могут быть установлены работникам, принимаемым на работу на срок до 1 года для выполнения административных функций или проведения хозяйственных работ, если оплата труда данных работников не предусмотрена положением об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности. В любом случае индивидуальные условия оплаты труда не должны быть хуже, чем условия оплаты труда, установленные для остальных работников учреждений.
В данной главе также можно установить порядок и размеры оказания материальной помощи работникам из фонда заработной платы.
Приложение
к Рекомендациям по разработке исполнительными органами
государственной власти Республики Адыгея
Положений об оплате труда работников
государственных учреждений Республики Адыгея
по видам экономической деятельности
Перечень нормативных правовых актов, применяемых
при установлении новых систем оплаты труда
Новые системы оплаты труда рекомендуется формировать с учетом:
1) норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации:
а) Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
б) Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
- от 14 августа 2008 года N 425 "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. следует читать как "N 425н"
- от 27 августа 2008 года N 450н "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условии оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников";
- от 14 августа 2008 года N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме";
- от 13 августа 2008 года N 421н "Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждении";
- от 29 мая 2008 года N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих";
- от 29 мая 2008 года N 247н "06 утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих";
- от 8 апреля 2008 года N 167н "Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения";
- от 29 декабря 2007 года N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях";
- от 29 декабря 2007 года N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях";
- от 6 августа 2007 года N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам";
2) единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессии рабочих;
3) государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации;
4) норм и нормативов по труду, установленных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также республиканским законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 30 декабря 2008 г. N 196 "Об утверждении Рекомендаций по разработке исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея Положений об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея по видам экономической деятельности"
Текст приказа опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 1, январь 2009 г., в газете "Советская Адыгея", N 12 от 27 января 2009 г.