Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Поповой Е.И, Чуфистова И.В.
при секретаре
Плакунове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6950/2020 по апелляционной жалобе Г.А.С. на решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года по административному исковому заявлению Г.А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании действий, решений, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения административного истца Г.А.С, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области - Н.К.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области (далее -Управление Росреестра по Ленинградской области), в котором, с учетом уточнений, просила:
- признать незаконными действия, в том числе незаконными решение N 47/19-93987 от 28 октября 2019 года и решение N 47/20-7714 от 30 января 2020 года Управления Росреестра по Ленинградской области по исключению актуальных сведений (записей) из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о трёх частях земельных участков с кадастровыми номерами N.., N... N.., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес";
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Ленинградской области по наложению ограничений (обременений) прав на части земельных участков с кадастровыми номерами N... входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес"
- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области восстановить нарушенное право Г.А.С. по владению, пользованию и распоряжению земельным участком с кадастровым номером N... путем восстановления сведений (записей) в статусе "актуальные" в Едином государственном реестре недвижимости о трех частях земельных участков с кадастровыми номерами N.., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N... расположенному по адресу: "адрес" в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
- восстановленные актуальные сведения (записи) в ЕРГН должны соответствовать сведениям, указанным в Межевом плане от 12 марта 2014 года изготовленным кадастровым инженером Ф.А.И. и выписке из ЕГРН N... от "дата" раздела 4; 4.1 и 4.2 с учетом изменения системы координат в 2018 году "МСК 64" на систему координат "МСК 47 зона 2";
- при этом восстановленные сведения на части земельных участков должны быть указаны в той же системе координат, что и основной участок с кадастровым номером N... - в системе координат "МСК 47 зона 2", используемой в настоящее время на территории Ленинградской области;
- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области при восстановлении актуальных сведений в ЕГРН о частях земельных участков с кадастровыми номерами: N... исключить сведения об "иных ограничениях (обременениях) прав", которые были указаны в разделе 4.1 выписки N... от "дата";
- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать Г.А.С. выписку из ЕГРН на ее земельный участок с кадастровым номером N... для удостоверения проведенного кадастрового учета по восстановлению актуальных сведений (записей) в ЕГРН о трех частях земельного участка с кадастровым номером N.., а также по исключению из ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) прав незаконно наложенных на части земельного участка с кадастровыми номерами N... (л.д. 28-29 том 2).
Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года административные исковые требования Г.А.С. частично удовлетворены. Признаны незаконными:
- решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 28 октября 2019 года N 47/19-93987 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях;
- решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 30 января 2020 года N 47/20-7714 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области возложена обязанность в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, восстановить сведения (записи) в статусе "актуальные" в Едином государственном реестре недвижимости о трёх частях земельного участка с кадастровыми номерами N.., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес"
В остальной части заявленных административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований в оставшейся части, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе Г.А.С.указала, что суд не учел, что ограничения в отношении земельного участка с номером N... отсутствуют во всех представленных ответчиком и истцом выписках; судом неверно истолкован приказ Минэкономразвития от 25 декабря 2015 года N 975; права истца по владению, пользованию и распоряжению земельным участком останутся нарушенными, если не обязать ответчика при восстановлении актуальных сведений в ЕГРН о частях земельных участков исключить сведения об "иных ограничениях (обременениях) прав"; суд не учел, что сведении (записи) о трех частях земельного участка ответчик аннулировал из ЕГРН с целью исключения "иных ограничений" незаконно наложенные на части земельного участка истца; апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 18 июня 2019 N33а-12359/2018 уже доказан факт нарушения прав истца; суд не учел, что Управление Росреестра формально исполнило указания апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 18 июня 2019 N33а-12359/2018; суд неправомерно отказал в обязании ответчика выдать истцу выписку из ЕГРН для удостоверения проведенного кадастрового учета по восстановлению актуальных сведений.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Г.А.С. явилась, на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Административный ответчик Управление Росреестра по Ленинградской области в лице представителя Н.К.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
В материалы дела представлена кадастровая выписка от "дата" N... о земельном участке по адресу: "адрес" с кадастровым номером N... из которой следует, что правообладателем указанного земельного участка является Г.А.С. (л.д. 15-29 том 1).
Одновременно в выписке ЕГРН содержатся сведения о частях земельного участка с кадастровым номером N... с учетными номерами: "... " (раздел 4, 4.1, 4.2 выписки). Раздел 4.1 выписки содержит сведения об иных ограничениях (обременениях) прав на указанные части земельного участка (л.д. 26-29 том 1).
11, 32 и 98 кв.м - это составные площади общего земельного участка с кадастровым номером N... занятые объектами недвижимого имущества: баня, сарай, части жилого дома, которым присвоены номера: N...
Г.А.С, получив выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером N... расположений по адресу: "адрес" где в разделе 4.1 выписки N... от "дата" в "Сведениях о частях земельного участка" с учетными номерами объектов недвижимости 1, 2 и 3 с площадями 11, 32 и "... " в графе 3 таблицы "Содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости" указано - "иные ограничения (обременения) прав", впервые узнала об "иных ограничениях (обременениях) прав" в отношении земельного участка с кадастровым номером N...
"дата" Г.А.С, в лице представителя Г.В.И. в 2017 году обратилась через ГБУ ЛО "МФЦ "Сертолово" с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером N... в котором просила исключить из сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером N... записи - "иные ограничения (обременения) прав", указанные в разделе 4.1 выписки N... от "дата" в "Сведениях о частях земельного участка" с учетными номерами объектов недвижимости 1, 2 и 3 с площадями 11, 32 и 98 кв.м в графе 3 таблицы "Содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости" (л.д. 39-40, 104 том 1).
01 декабря 2017 года решением Управления Росреестра по Ленинградской области от N 47/17-110944 отклонено заявление об исправлении технической ошибки.
В обоснование отклонения заявления об исправлении технической ошибки указано, что согласно ЕГРН сведения о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером N... внесены в ГКН на основании Межевого дела "дата", в результате произведенных работ объекты недвижимости с кадастровыми номерами: N... поставлены на государственный кадастровый учет 10 декабря 2004 года, статус частей - "ранее учтенный". По заявлению требуется исключить сведения о составных частях земельного участка с кадастровым номером N... : с номерами N.., в связи с чем, рекомендовано обратиться в орган государственного кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Г.А.С. не согласившись с решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 01 декабря 2017 года N 47/17-110944, посчитав, что ее заявление от 28 ноября 2017 года искажено, неправильно понято, а полученный отказ препятствует восстановлению нарушенных прав, предъявила административное исковое заявление в Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга (административное дело N 2а-3687/2018).
Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 февраля 2018 года по административному делу N 2а-3687/2018 по административному иску Г.А.С. к Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия, в удовлетворении административных исковых требований Г.А.С. (л.д. 41-50 том 1).
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2018 года N33а-12359/2018 решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 февраля 2018 года отменено.
Признано незаконным решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 01 декабря 2017 года N 47/17-110944 об отклонении заявления Г.А.С. об исправлении технической ошибки.
На Управление Росреестра по Ленинградской области возложена обязанность в течение 30 дней со дня принятия настоящего апелляционного определения повторно рассмотреть заявление Г.А.С. от 28 ноября 2017 года об исправлении ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 51-61 том 1).
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2018 года N33а-12359/2018 длительное время не исполнялось, был получен исполнительный лист, Межрайонным отделом по ИОИП УФССР России по Санкт-Петербургу возбуждено исполнительное производство N... -ИП от "дата" (л.д.62).
28 октября 2019 года было повторно рассмотрено заявление Г.А.С. в соответствии с апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда N33а-12359/2018.
28 октября 2019 года решением Управления Росреестра по Ленинградской области N 47/19-93987 Г.А.С. отказано в исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером N... на основании статей 61, 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Для снятия с государственного кадастрового учета частей земельного участка, рекомендовано обратиться в орган государственного кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости (л.д. 217-218 том 1).
30 января 2020 года решением Управления Росреестра по Ленинградской области N 47/20-7714 в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесены следующие характеристики: на основании апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда по административному делу N 33а-12359/2018 исключены из ЕГРН сведения о частях земельного участка с кадастровыми номерами N... (л.д. 219 том 1).
Из оспариваемого решения Управления Росреестра по Ленинградской области N 47/19-93987 от 28 октября 2019 года, Управлением Росреестра по Ленинградской области повторно рассмотрено заявление Г.А.С. N... от 28 ноября 2017 года, была выявлена техническая ошибка в части внесения характеристик на земельный участок с кадастровым номером N... в отношении: статуса частей земельного участка с кадастровыми номерами N...
Согласно сведениям ЕГРН и материалам реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером N... статус частей - "ранее учтенный". В соответствии со статьей 70 Федерального закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав снимает с учета часть земельного участка, сведения о котором внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае: 1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке. Рекомендовано для снятия с государственного кадастрового учета частей, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости (л.д. 217-218 том 1). Указанное решение от 28 октября 2019 года представлено административному истцу в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Из оспариваемого решения Управления Росреестра по Ленинградской области N 47/20-7714 от 30 января 2020 года, на основании рассмотрения представленных документов: служебной записки N 1454 от 21 октября 2019 года; постановления о возбуждении исполнительного производства N... -ИП от "дата"; решения суда N 2а-3687/2018 от 19 февраля 2018 года; решения суда N 33а-12359/2018 от 30 июля 2018 года, выявлена техническая ошибка в части внесения характеристик на земельный участок с кадастровым номером N... в отношении: исключения из ЕГРН частей земельного участка с кадастровым номерами N... Принято решение исключить из ЕГРН сведения о составных частях земельного участка с кадастровыми номерами N... л.д. 219 том 1). Указанное решение от 30 января 2020 представлено административному истцу в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
22 апреля 2020 года Управлением Росреестра по Ленинградской области, в связи с поступлением обращения Г.А.С. от 04 февраля 2020 года из прокуратуры Ленинградской области, дан ответ административному истцу, что в Управление поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от 12 сентября 2019 года, на основании которого аннулированы сведения о частях земельного участка с учетными номерами: N... По сведениям Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанные части земельного участка в настоящее время имеют статус "архивные" (л.д. 63-64 том 1).
Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции указал, что не нашел своего подтверждения тот факт, что административный ответчик исполнил апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2018 года, рассмотрев повторно заявление Г.А.С. от 28 ноября 2017 года об исправлении технической ошибки, в той части, что надлежало проверить и дать правовую оценку об исправлении ошибки в части обоснованности указания сведений в разделе 4 выписки ЕГРН об "ином ограничении (обременении) прав", а не снятия с учета составных частей с кадастровыми номерами N... земельного участка с кадастровым номером N... указав статус "архивные". В ходе рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком не было представлено заявлений Г.А.С. об исключении сведений из ЕГРН о частях земельного участка с кадастровыми номерами N... По мнению суда первой инстанции, административный ответчик неверно понял указания апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда N33а-12359/2018, что повлекло за собой нарушение прав административного истца.
Поскольку Г.А.С. с соответствующим заявлением об исключении из ЕГРН сведений о частях земельного участка с кадастровыми номерами N... не обращалась, оспариваемые решения административного ответчика от 28 октября 2019 года N 47/19-93987 и от 30 января 2020 года N 47/20-7714, а также действия административного ответчика об исключении из ЕГРН сведений о частях земельного участка с кадастровыми номерами N.., подлежат признанию незаконными. В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд посчитал необходимым обязать Управление Росреестра по "адрес" в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, восстановить сведения (записи) в статусе "актуальные" в Едином государственном реестре недвижимости о трёх частях земельного участка с кадастровыми номерами N.., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N... расположенному по адресу: "адрес"-А.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконными действия Управления Росреестра по Ленинградской области по наложению ограничений (обременений) прав на части земельных участков с кадастровыми номерами N.., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес"; об обязании административного ответчика при восстановлении актуальных сведений в ЕГРН о частях земельных участков с кадастровыми номерами: N... исключить сведения об "иных ограничениях (обременениях) прав", которые были указаны в разделе 4.1 выписки N... от "дата", судом учитывается, что на дату принятия судом решения по данному административному делу, каких-либо ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером N... расположенного по адресу: "адрес" указал, что в ЕГРН не зарегистрировано таких обременений, которые бы нарушали прав, свободы и законные интересы истца.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в части обязания Управления Росреестра по Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу выдать Г.А.С. выписку из ЕГРН на ее земельный участок с кадастровым номером N... для удостоверения проведенного кадастрового учета по восстановлению актуальных сведений (записей) в ЕГРН о трех частях земельного участка с кадастровым номером N.., а также по исключению из ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) прав незаконно наложенных на части земельного участка с кадастровыми номерами N... указал, что в силу пункта 1.2 -1.4 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Управление Росреестра по Ленинградской области предоставляют любые сведения из ЕГРН, кроме выписки о содержании правоустанавливающих документов. Полномочия по выдаче выписок из Единого государственного реестра недвижимости осуществляет филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области за выдачей которой истец не обращался, в выдаче которой истцу отказано не было, а, значит, нарушение прав, не доказано.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.
Судебная коллегия учитывает, что административный истец оспаривает решение суда только в неудовлетворенной части иска, административный ответчик Управление Росреестра по Ленинградской области решение суда первой инстанции не оспаривает.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
Согласно частям 1- 6 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится: вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства (пункт 1, 2, 3, 4, 24 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Приказом Росземкадастра от 02 октября 2002 года NП/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет", действовавших на момент подготовки Описания земельного участка от 09 сентября 2008 года (для постановки на кадастровый учет), утратил силу 31 декабря 2008 года, были утверждены требования к содержанию и оформлению Описаний земельных участков (Требования).
Согласно пункту 4 Требований Описание земельных участков (далее - Описание) представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении Описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Согласно пункту 6, 7 Требований Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
Описание состоит из разделов и подразделов, включаемых в Единый государственный реестр земель при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет либо при внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках. Помимо разделов (подразделов) в состав Описания входят Титульный лист и Приложение, включаемые в кадастровое дело.
Согласно пункту 13 Требований в реквизите "удостоверяющие подписи" Описания проставляются подписи лица, составившего Описание, и лица, представляющего документы на государственный кадастровый учет земельных участков. Подписи включают в себя личную подпись, расшифровку личной подписи в виде инициалов и фамилии, а также дату подписания документа. В случае подготовки Описания юридическим лицом подпись должностного лица, полномочного удостоверять Описание, заверяется печатью организации.
На титульном листе Описания от 12 ноября 2014 года приведена подпись заказчика работ Г.А.С, что указывает на то, что она была согласна с приведенными в Описании сведениями, включающими координатное описание происхождения границ земельного участка.
Сведений о том, что Г.А.С. обращалась с заявлением об исправлении ошибок в Описание сведений, включающих координатное описание происхождения границ земельного участка, материалами дела не установлено, доказательств обратному не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона N221 "О кадастровой деятельности" в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, представлять документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральными законами и иными нормативными правыми актами российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируется соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
Согласно статье 22 Федерального закона N78 от 18.06.2001 "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14.2 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08 апреля 1996 года) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает следующие документы:
- технический проект или техническое задание на межевание земельного участка;
- акт установления и согласования границ земельного участка на местности;
- чертеж границ земельного участка;
- акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.
Указанные документы являются неотъемлемой частью межевого дела, формируемого по завершению межевых работ, предусмотренного пунктом 16 Инструкции.
В соответствии с методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России (Росземкадастр) 17 февраля 2003 года, результатом проведения границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением их координат, является землеустроительное дело (Рекомендации).
Согласно пункту 18.5 рекомендаций включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.
Подпись и печать, утверждающие материалы межевания, ставятся на титульном листе землеустроительного дела. Подпись и печать, утверждающие карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства, ставятся на самом документе.
В соответствии с часть 1 стать 16 Федерального закона N221 "О кадастровой деятельности", в редакции действовавшей на период учета, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
При этом исходя из положений части 2 статьи 16 Федерального закона N221 "О кадастровой деятельности" в связи с изменением сведений о части объекта недвижимости осуществляется учет части объекта недвижимости.
Образование части объекта недвижимости Федеральный закон N221 "О кадастровой деятельности" (пункт 10 части 2 статьи 7, в редакции действовавший на момент учета) связывает с наличием установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) вещных прав на объект недвижимости. Учет части земельного участка в связи с наличием на земельном участке объекта капитального строительства допускается при соблюдении условий, предусмотренных Законом о кадастре.
Законом о кадастре не урегулирован порядок снятия с учета части объекта недвижимости в случае прекращения ограничения (обременения) вещных прав на объект недвижимости либо снятия с учета части земельного участка в связи с прекращением существования расположенного на земельном участке объекта капитального строительства.
Под описанием всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, понимается то, что если на земельном участке расположены один или несколько объектов недвижимости, то в кадастровом паспорте данного земельного участка должны быть отражены части земельного участка, которые заняты указанными объектами недвижимости.
Согласно правоприменительной практике, действовавшей на период учета земельного участка (п.8 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года), Закон о кадастре допускает кадастровый учет части объекта недвижимости только в случае государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого данная часть образована.
Закон о регистрации допускает кадастровый учет части объекта недвижимости только в случае государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого данная часть образована; или при установленном ограничении земельного участка, внесенного в установленном порядке в сведения реестра границ ЕГРН (сведения о зонах с особыми условиями использования территории, территории объектов культурного наследия, публичных сервитутах, особо охраняемые природные территории, при ограничении использования в территории и др.)
Согласно пункту 84 Приказа Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 года N975 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде" в реквизите "Содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости" для земельного участка указываются сведения об обременениях, установленных на часть земельного участка или на весь земельный участок, в объеме следующих сведений:
- в отношении ограничения прав и обременения объекта недвижимости, не зарегистрированных в ЕГРН и не подлежащих государственной регистрации в реестре прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, но сведения о которых содержатся в реестре объектов недвижимости (кадастре недвижимости) ЕГРН, в том числе ограничений и обременений, учтенных в ГКН до вступления в силу Закона N 218: вид, срок действия ограничения прав и обременения объекта недвижимости, реквизиты документа, на основании которого возникло ограничение прав и обременение объекта недвижимости; при наличии соответствующих сведений в ЕГРН указываются сведения о лицах либо объектах недвижимости, в пользу которых или в связи с которыми установлены (устанавливаются) ограничение прав и обременение объекта недвижимости;
- в отношении ограничения прав и обременения объекта недвижимости, зарегистрированных в ЕГРН, соответствующие сведения ЕГРН указываются в разделе 2 "Сведения о правах" в реквизите "Ограничение прав и обременение объекта недвижимости".
В отношении ограничения прав и обременения объекта недвижимости, возникших в связи с расположением части земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории (подзоне), территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, дополнительно указывается содержание ограничения использования части земельного участка в пределах такой зоны (подзоны) или территории, публичного сервитута, реестровый номер, индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) такой зоны (подзоны), территории, публичного сервитута и реквизиты акта органа, принявшего решение об установлении такой зоны, территории или публичного сервитута.
Доказательств того, что в разделе 2 "Сведения о правах" в реквизите "Ограничение прав и обременение объекта недвижимости" в рамках настоящего дела в отношении земельного участка кадастровым номером N... имелись сведения о таких ограничениях (обременениях) не установлено. Данный земельный участок как единое целое ограничений (обременений) не имел.
Как следует из доводов и требований истца, в 2017 году она из выписки узнала, что в разделе 4 выписки ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N... содержатся сведения о частях земельного участка с кадастровым номером N... с учетными номерами:
"... "
"... "
"... " в отношении которых содержатся сведения об иных ограничениях (обременениях) прав на указанные части земельного участка (л.д. 26-29 том 1).
С учетом вышеприведенных положений законодательства о кадастровом учете, раздел 4 содержал сведения о составных частях земельного участка с кадастровым номером N.., в той части, которая поясняла, что на земельном участке в конкретных координатах находятся объекты недвижимого имущества: баня, сарай, части жилого дома на конкретной части земельного участка (как составного элемента), которым присвоены номера: N.., но они не являются самостоятельно сформированными земельными участками под данными объектами недвижимости, которые могут быть отдельно отчуждены. В данном случае, раздел 4 Выписки ЕГРН является уточняющим.
Указание в разделе 4, 4.1 выписки ЕГРН 2017 года на "иные ограничения (обременения) прав не имеет правового значения, ни в отношении земельного участка, ни в отношении объекта недвижимости на нем, в том смысле как это могло быть указано в разделе 2 выписки, когда обременение имеет земельный участок. Указанное сведение в разделе 4, 4.1 выписки ЕГРН на "иные ограничения (обременения) прав несет технический характер и не ограничивает оборотоспособности земельного участка (указание точного месторасположения объект недвижимого имущества: баня, сарай, части жилого дома на конкретной части земельного участка).
Такое техническое расширение выписки в части раздела 4 в 2017 году, являлось особенностью ведения государственного кадастрового учета недвижимости, которое регулировалось положениями Федерального закона от 02 января 2020 года N28 "Государственном земельном кадастре", который утратил силу с 01 января 2017 года.
Согласно пункту 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 06 сентября 2000 года N660, действовавшим в период постановки частей земельного участка, отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района.
Как следует из доводов административного ответчика данных в суде апелляционной инстанции, если исключить сведения о составных частях земельного участка с кадастровым номером N... о бане, сарае, жилом доме), то автоматически исключатся сведения об "иных ограничениях (обременениях) прав" на указанные части земельного участка, данные сведения взаимосвязаны, никакого нарушения прав и законных интересов административного истца не несут. Объекты (сарай, баня, дом), указанные на земельном участке с кадастровым номером N... и земельные участки под этими объектами, являются обременениями только друг для друга. Если исключить объекты, что и было сделано административным ответчиком во исполнение апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда, то раздел 4 Выписки исключен автоматически.
В суде апелляционной инстанции административный истец пояснил, что исключение объектов из раздела 4 выписки ЕГРН вместе со сведениями об "иных ограничениях (обременениях) прав на указанные части земельного участка", для административного истца может повлечь в дальнейшем спор с соседями в части периода и места расположения данных объектов, по отношению к таким объектам у соседей, с учетом соблюдения строительных и противопожарных норм.
Цель административного истца, в отсутствие надлежащего понимания технического характера раздела 4, 4.1 в выписке ЕГРН, сводилась к исключению только сведений об указании - "иные ограничения (обременения) прав". Административный истец, получив новую выписку ЕГРН, увидев отсутствие всех сведений в разделе 4, поняв, его назначение и значимость, обратился с настоящим административным иском в суд для восстановления сведений о составных частях земельного участка в качестве "актуальных".
Судебной коллегией не установлено незаконности действий Управления Росреестра по Ленинградской области в части указания "иных ограничений (обременений) прав на части земельных участков с кадастровыми номерами 47 N.., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N.., расположенному по адресу: "адрес", т.к. данные сведения вносились в период кадастрового учета земельного участка, в период действия нормативных правовых актов. Которые предусматривали учет частей земельного участка.
Учитывая, установленные судебной коллегией обстоятельства, суд не находит оснований для отмены решения Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года, в части отказа в восстановлении актуальных сведений (записи) в ЕРГН, которые должны соответствовать сведениям, указанным в Межевом плане от 12 марта 2014 года изготовленным кадастровым инженером Ф.А.И. и выписке из ЕГРН N... от "дата" раздела 4; 4.1 и 4.2 с учетом изменения системы координат в 2018 году "МСК 64" на систему координат "МСК 47 зона 2"; при этом восстановленные сведения на части земельных участков должны быть указаны в той же системе координат, что и основной участок с кадастровым номером N... - в системе координат "МСК 47 зона 2", используемой в настоящее время на территории "адрес", т.к. данные требования не основаны на нормах закона, учитывая, что предметом иска было восстановление исключенных сведений о составных частях земельного участка, а не о соответствии сведений о земельном участке в системе координат 2018 года "МСК 64", системе координат "МСК 47 зона 2".
Исковые требования, которые не были удовлетворены судом, были надлежащим образом исследованы, им была дана правовая оценка. В данной части решения суда не нарушает прав административного истца, т.к. после восстановления сведений в разделе 4, будут отображаться составные части земельного участка с кадастровым номером N... Никаких обременений (ограничений) земельный участок с кадастровым номером N... не имел и не имеет, что отражено в разделе 2 выписки ЕГРН. Административный истец вправе будет заказать в установленном законом порядке выписку ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N... в необходимом объеме сведений.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года по административному делу N 2а-6950/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.