Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Поповой Е.И, Чуфистова И.В.
при секретаре
Плакунове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-8021/2020 по апелляционной жалобе С.Н.И. на решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 12 октября 2020 года по административному исковому заявлению С.Н.И. к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения представителя административного истца С.Н.И. - А.О.А, представителя административного ответчика Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга - Р.М.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 14 мая 2020 года N 05-26-13092/20-0-0 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 12 октября 2020 года С.Н.И. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе административный истец С.Н.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав на то, что судом неправомерно принят во внимание довод административного ответчика о том, что запланирована подготовка документации по планировке территории для размещения линейного объекта " "... "", т.к. это предполагаемые платны, а не установленный факт; судом первой инстанции не применены нормы закона, подлежащие применению, а именно пункт 4 статьи 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Административный истец С.Н.И. в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом. Направила в суд своего представителя А.О.А, которая в судебное заседание явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный ответчик Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга в лице Р.М.О. П.С.А. в суд апелляционной инстанции явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 24 июня 2016 года С.В.И, С.Н.И. принадлежит на праве общей долевой собственности, с размером доли в праве "... ", с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес"
"дата" административный истец С.Н.И. обратилась в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" с заявлением о предварительном согласовании передачи бесплатно в собственность земельного участка, площадью "... ", расположенного по адресу: "адрес" (участок 10), на котором расположен вышеназванный жилой дом, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Решением от 14 мая 2020 года N 05-26-13092/20-0-0 (в решении ошибочно указано N...) административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям подпункта 3 пункта 8 статьи 39.15 и пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд пришел к выводу, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ТУ - улично-дорожной сети Санкт-Петербурга - скоростных дорог, магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Правовой режим земель общего пользования предполагает установление значительных ограничений их использования, в том числе, запрет на приватизацию земельных участков в их составе (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3).
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34, пункт 3 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуален, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
В соответствии с пунктом 3.25 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года N 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга" Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно письму Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 22 июня 2018 года N 221-5-18117/18, земельный участок по адресу: "адрес" в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга" расположен в функциональной зоне У - зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Земельный участок по адресу: "адрес" в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" расположен в территориальной зоне ТУ - зона улично-дорожной сети города - городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов основных видов разрешенного использования прилегающих территориальных зон с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований, а также технических регламентов. Основными видами разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах территориальной зоны ТУ, являются - предоставление коммунальных услуг, обслуживание перевозок пассажиров, стоянки транспорта общего пользования, внеуличный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, улично-дорожная сеть, благоустройство территории.
К условно разрешенным видам использования земельного участка относятся заправка транспортных средств, обеспечение дорожного отдыха, автомобильные мойки, ремонт автомобилей.
Земельный участок расположен в красных линиях "адрес", установленных в составе проекта детальной планировки района Коломяги ("адрес"), утвержденного решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 22 марта 1982 года N 187. Красные линии Фермского шоссе имеют статус "действующие".
Согласно Приложению N 4 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга" участок расположен в границах территории с включенной в схему размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожная сеть) - в границах планируемого строительства Магистрали N 7 от Арсенальной набережной до Выборгского шоссе с мостом через р. Неву (л.д. 44-46).
На основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года N 1-11-1341 по заказу Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляется подготовка документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Транспортные развязки в районе Поклонной горы. 1 этап. Путепровод в створе Поклонногорской ул. через ж.д. пути Выборгского направления. Срок подготовки указанной документации - 01.05.2021.
Указанные выше решения органов исполнительной власти, принятые до приобретения истцом в собственность жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими. Оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, у суда не имелось.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Как установлено судом первой инстанции, на спорном земельном участке по адресу: "адрес" расположен жилой "адрес" административного истца С.Н.И, который принадлежит ему на праве общей долевой собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что земельный участок по адресу: "адрес" относится к землям общего пользования, расположен в границах территориальной зоны ТУ, расположен в границах планируемого строительства магистрали, вид разрешенного использования земельного участка не относится ни к основным, ни к условно разрешенным видам разрешенного использования указанной территориальной зоны (ТУ), а, значит, изначально не был предназначен для размещения индивидуального жилого дома.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В данном конкретном случае, отказ административного ответчика от 14 мая 2020 года N 05-26-13092/20-0-0 в предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" является законным и обоснованным, т.к. размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с ограничениями, установленными согласно приведенным нормам земельного и градостроительного законодательства на дату поступления заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а земельный участок в силу части 12 стать 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
Возведение на земельном участке объекта недвижимости, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на него, не влечет безусловного возникновения у лица права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом наличия особенностей, установленных нормам земельного и градостроительного законодательства.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Учитывая, сложившиеся обстоятельства, административный ответчик в решении от 14 мая 2020 года N 05-26-13092/20-0-0 указал, что С.Н.И. может обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду С.Н.И. не обращалась.
Ссылка административного истца на пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" несостоятельна ввиду следующего.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право гражданина Российской Федерации приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из решения Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 03 марта 2016 года по гражданскому делу N2-3039/2016за С.В.И, С.И.И. признано право общей долей собственности по\12 доли за каждым на жилой дом, общей площадью 39.6 кв.м, с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес" (л.д.12-16).
Как следует из решения суда, С.В.И, С.Н.И. являлись нанимателями жилого дома на основании ордера N.., выданного Исполнительным комитетом Ждановского районного совета народных депутатов от "дата". На основании распоряжения Администрации Выборгского района от 13 ноября 2008 года N27887 был заключен договор социального найма в отношении жилого дома по адресу: "адрес" 26 августа 2010 года между Администрацией Выборгского района и С. В.И. и Н.И, заключен договор передачи спорного жилого дома в собственность граждан. 28 августа 2014 года С.В.И. и Н.И. обратились в Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу за государственной регистрацией права собственности на жилой дом. Управлением Росреестра регистрация права собственности на жилой дом была приостановлена в связи с отсутствием сведений в ЕГРП, что в отношении жилого дома по адресу: "адрес" проводилась государственная регистрация права государственной собственности Санкт-Петербурга, а затем в отсутствие указанных обстоятельств, решением Управления Росреестра от 31 января 2015 года С.В.И. и Н.И. было отказано в регистрации права собственности на жилой дом, в связи с чем, последовало обращение в Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга и как следствие вынесение решения по данному вопросу.
Таким образом, положения пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в данном конкретном случае не распространяются на правоотношения со С.Н.И. в части передачи в собственность бесплатно земельного участка, учитывая, что право собственности возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и в ином порядке, поэтому подлежат учету не данные положения, а положения самого земельного и Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующие на момент обращения административного истца в 2020 году с заявлением к административному ответчику.
Приведенные выше положения закона во взаимосвязи с представленными доказательствами, нормами права, позволяют судебной коллегии сделать вывод, что права административного истца не были нарушены, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 12 октября 2020 года по административному делу N 2а-8021/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.