Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М М Е об оспаривании распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года N 78-р "Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности" в связи с поступлением в КГИОП заявлений рег. N N... от "дата" и рег. N... от "дата" о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности", расположенного по адресу: "адрес" (далее - Объект), и на основании заключения о наличии (отсутствии) историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия постановлено, в том числе:
- отказать во включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (пункт 1);
- исключить Объект из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (пункт 2).
М В.Е. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о признании незаконным и не влекущим правовых последствий с момента издания Распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года N 78-р "Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности".
Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2021 года административное исковое заявление передано по подсудности в Санкт-Петербургский городской суд.
При рассмотрении дела в Санкт-Петербургском городском суде административный истец уточнил требования, указывая, что оспариваемый акт противоречит статье 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части соблюдения нормы, предписывающей проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и положениям пункта 2 Порядка, утвержденного Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905, поскольку в оспариваемом акте отсутствуют сведения о проведении работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Представитель административного истца адвокат Д Н.Ш. в суд явился, поддержал заявленные требования
Представитель административного ответчика П Е.Ю. в суд явилась, представила возражения по существу заявленных требований, полагая, что установленный федеральным законодательством порядок выявления объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, при издании оспариваемого Распоряжения не нарушен.
Представитель заинтересованного лица ООО "Специализированный застройщик "2-й Муринский" Б Н.В. в суд явилась, полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав мнение представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Статьей 16 названного Федерального закона определено, что реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного федерального закона.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4 Федерального закона N 73-ФЗ).
Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге регламентированы Законом Санкт-Петербурга от 20 июня 2007 г. N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге".
В соответствии со статьей 3 указанного Закона Санкт-Петербурга к компетенции Правительства Санкт-Петербурга отнесена организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии с действующим федеральным законодательством, принятие решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень
Положением о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 г. N 651, указанный орган исполнительной власти Санкт-Петербурга наделен правом принимать решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень (пункт 3.3)
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года по административному делу N 3а-198/2021 по административному исковому заявлению Алаханова А.Н, Воюцкой М.И, Дудниковой Я.И. об оспаривании Распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 22.08.2019 N 509-р "Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности" установлено, что изданные КГИОП в рамках процедуры выявления объектов культурного наследия, по своему содержанию относятся к нормативно-правовым актам, признаки которого установлены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Из материалов дела усматривается, что Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 08 апреля 2021 года, т.е. в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865 "О порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Таким образом, оспариваемый акт принят Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) в пределах предоставленных полномочий, опубликован в установленном порядке.
Оценивая доводы административного истца о нарушении при принятии оспариваемого акта порядка проведения работ по выявлению и государственному учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее - Порядок N 1905), который определяет процедуру проведения таких работ.
Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 Порядка N 1905(пункт 8).
В соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка N 1905 работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (за исключением объектов археологического наследия) осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц - за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия. Подготовка сведений включает в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (пункт 2); по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) (пункт 3).
Порядком N 1905 установлено, что государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (пункт 7); основанием для исключения объекта из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, является решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в данный перечень (пункт 10).
Из материалов дела усматривается, что 06 ноября 2020 года в КГИОП поступило заявление М А.Д, Щ М.С. и К А.А, составленное по форме о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия Здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, аналогичное заявление поступило в КГИОП также 11 ноября 2020 года (л.д.43-65). К указанным заявлениям были приложены документы и материалы, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе Краткое заключение об архитектурной ценности здания бывшего НИИ целлюлозно-бумажной промышленности, расположенного в "адрес" фотографии наружных фасадов и 2 фотографии интерьеров здания.
Как отмечено ранее, согласно в пункте 3 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в Санкт-Петербурге установлен в статье 12-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге", согласно которому работа по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется на основе принципа коллегиальности (пункт 1); уполномоченный орган формирует комиссию по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее - Комиссия), с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия из числа членов экспертного совета. Заключение Комиссии о наличии (отсутствии) историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, составляется на основании документов и материалов, в которых содержится информация об указанном объекте, включая сведения о времени его возникновения (создания), датах основных изменений (перестроек) данного объекта и(или) датах связанных с ним исторических событий, а также фотографических изображений объекта, полученных не ранее даты поступления заявления о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия. Состав и порядок организации работы Комиссии утверждаются уполномоченным органом (пункт 2); Уполномоченный орган на основании заключения Комиссии издает правовой акт о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень в течение 5 рабочих дней со дня составления Комиссией заключения.
Из материалов дела усматривается, что в связи с поступлением в КГИОП вышеуказанных заявлений о включении Объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Приказом КГИОП от 25.02.2021 N 58-п создана Комиссия по установлению историко-культурной ценности Объекта (л.д.40-41), которая составила заключение об отсутствии историко-культурной ценности этого Объекта, утвержденное председателем Комиссии (председателем КГОИП) 03.03.2021 года (л.д.35-39), на основании которого принято оспариваемое Распоряжение.
Как следует из указанного заключения Комиссии о наличии (отсутствии) историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ)", визуальный осмотр и фотофиксация Объекта осуществлены 08.02.2020 года, т.е. указанное заключение Комиссии в нарушение требований пункта 2 статьи 12-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге" основано на фотографических изображениях Объекта, полученных ранее даты поступления заявления о включении Объекта в Реестр.
Доказательств того, что Комитетом было соблюдены требования статьи 12-1 указанного Закона Санкт-Петербурга в части визуального осмотра и фотофиксации Объекта после поступления соответствующего заявления (т.е. после 06 ноября 2020 года) административным ответчиком не представлено, что свидетельствует о нарушении установленного этим нормативным правовым актом порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и, соответственно, произвольности оспариваемого правового акта, которым Объект исключен из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, и отказано во включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Вместе с тем, как указано в ранее приведенном кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года по делу N 88а-10599/2021, касающегося отказа во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия этого же Объекта, решением об отказе во включении в Перечень объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, для данного объекта устанавливается статус, подтверждающий факт отсутствия у него признаков объекта культурного наследия, установленных в силу статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ, и ограничивается возможность повторного выявления данного объекта в качестве объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Принимая во внимание столь значимые последствия принятия решения об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, суд полагает, что допущенное нарушение порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в отношении Объекта является существенным, в связи с чем оспариваемый акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия как противоречащий статье 12-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление М В Е об оспаривании распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года N 78-р "Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности".
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Е.А. Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.