Кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея
от 16 сентября 2008 г. N 33-755
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Ткаченко В. В.
судей: Мейстер В. М. и Хапачевой Р. А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея (по доверенности) - Быканова С.Д. на решение Майкопского городского суда от 10 июля 2008 года, которым постановлено:
исковое заявление Баранова Владимира Федоровича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной пенсии, удовлетворить.
Взыскать в пользу Баранова Владимира Федоровича с Военного комиссариата Республики Адыгея задолженность в размере 83 954 руб. 45 коп. и судебные расходы в размере 4 300 руб.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в доход государства государственную пошлину в размере 2 279,08 руб.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., представителя ответчика Военного комиссариата РА (по доверенности) - Мачулан А. В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Баранов В.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РА с требованием о взыскании недополученной пенсии. В обоснование своего заявления указал, что в настоящее время является военным пенсионером, проходил службу в ракетных войсках ВС СССР. Приказом Министра обороны СССР по личному составу N 0116 от 13.02.1981 года был уволен в запас из воинской части N 54148 с должности помощника начальника расчета воинской части. Во время службы занимался работой, в том числе и в непосредственном соприкосновении с разработкой, испытанием, производством, разборкой ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельностью по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении. Указом Президента РФ N 1563 от 23.08.2000 года "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ", в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса, на основании ст. 80 Конституции РФ Правительству РФ было поручено установить военнослужащим РФ, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно оклад по воинской должности в размере 1,5 оклада, оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами.
Данный Указ Президента РФ вступил в законную силу с 28.08.2000 года. Пунктом 2 Указа установлено, что граждане, имеющие право на дополнительное обеспечение на предусмотренную законодательством РФ пенсию, за выслугу лет назначается по их выбору. Действие указанного пункта распространяется также на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу Указа.
Несмотря на вышеуказанные нормативные акты, Военным комиссариатом РА доплата к пенсии в размере 1,5 должностного оклада с августа 2000 года произведена не была, чем допущены нарушения конституционных прав. И только 01 августа 2007 года, по распоряжению Главного финансово-экономического управления МО РФ ему был произведен перерасчет пенсии, исходя их окладов по воинским должностям, установленных в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563, в сроки с 01 августа 2005 года по настоящее время.
Таким образом, по вине Военного комиссариата РА ему была не доплачена пенсия, как участнику, специалисту ядерного оружейного комплекса РФ с 01 января 2001 года по 31 июля 2005 года. С учетом индексации сумма недоплаты составила 103 540 руб. 03 коп. Просил иск удовлетворить в полном объеме, взыскать указанную сумму задолженности по пенсии с Военного комиссариата РА, а также судебные расходы в размере 4 300 руб.
В судебном заседании представитель истца (по доверенности) - Демидова Л.H. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика (по доверенности) - Быканов С.Д. возражал против удовлетворения исковых требований истца и просил отказать, в виду их необоснованности.
Суд принял указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика (по доверенности) - Быканов С.Д. просит решение Майкопского городского суда отменить и принять новое решение, в котором истцу отказать из-за необоснованности заявленных требований. При этом, ссылается на то, что суд первой инстанции в своем решении исказил законодательство РФ, не опровергая доказательства, представленные ответчиком (ВК РА), основанные на законе о недопустимости и незаконности производства перерасчета пенсии по основаниям, указанным в исковых требованиях. Кроме того, истец ничем не доказал, что он перед увольнением непосредственно участвовал в одном из видов деятельности, определенном в Перечне видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, так как с 1991 года в данной части работы с ядерными боеприпасами не проводились. Таким образом, судом первой инстанции не исследованы в полном объеме доказательства по делу, неправильно применен и истолкован закон, на основании которого постановлено решение.
В возражениях на кассационную жалобу представитель истца (по доверенности) - Демидова Л.H. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца - Баранова В.Ф. к Военному комиссариату РА о взыскании недополученной пенсии, исходил из положений п. "г" и п. "д" Указа Президента РФ N 1563 от 23.08.2000 года "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ", предусматривающих обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса.
Однако с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца нельзя согласиться.
Так, Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" установлен ряд мер специального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на социальную поддержку.
Подпунктом "д" пункта 3 данного Указа Правительству РФ предписано утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Названный Перечень, в который включены действующие организации и воинские части, утвержден Правительством РФ 17 ноября 2000 года.
Исходя их содержания приведенных выше правовых норм, право на получение социальной поддержки, предусмотренной данным Указом, возникает при наличии двух условий: во-первых, соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; во-вторых, вхождение организаций и воинских частей в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляется этот вид деятельности.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 09 августа 2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки, специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" Правительству РФ поручено определить перечень расформированных воинских частей Министерства обороны РФ, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563. Указ Президента РФ от 09 августа 2005 года N 949 вступил в силу с 01 августа 2005 года. Перечень расформированных воинских частей утвержден Постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2005 года.
Поскольку вхождение воинской части в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, является обязательным условием получения социальной поддержки, а Указ Президента РФ от 09 августа 2005 года N 949, в соответствии с которым был утвержден Перечень расформированных воинских частей, вступил в силу с 01 августа 2005 года, то лица, уволенные с военной службы и осуществлявшие в период ее прохождения деятельность, предусмотренную Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" в воинских частях, впоследствии расформированных (включенных в Перечень расформированных воинских частей), имеют право не пересмотр пенсий с 01 августа 2005 года.
Как усматривается из материалов дела, войсковая часть, в которой проходил службу истец, не была отнесена к ядерному оружейному комплексу в оспариваемый период, и истец не представил надлежащих доказательств о том, что он перед увольнением непосредственно участвовал в одном из видов деятельности, определенном в Перечне видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, поскольку с 1991 года в данной части работы с ядерными боеприпасами не проводились.
Воинская часть, в которой проходил службу заявитель, включена в перечень расформированных воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного корпуса в РФ лишь с 01 августа 2005 года, в виду чего, именно с этого периода, он получил право на получение указанной выше социальной поддержки, следовательно, и на перерасчет пенсии.
Таким образом, вывод суда об обоснованности требований Баранова В.Ф. о перерасчете ему пенсии с 01 января 2001 года нельзя признать верным, следовательно, и решение суда правильным.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела судом первой инстанции исследованы в полном объеме, а незаконность решения связана с неправильным толкованием норм материального права, судебная коллегия считает возможным, отменив принятое судом решение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований истца о перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Майкопского городского суда от 10 июля 2008 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в иске Баранова Владимира Федоровича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недополученной пенсии за период с 01.01.2001 года по 31.07.2005 в размере 83 954 руб. 45 коп., и взыскании судебных расходов в размере 4 300 руб. отказать за необоснованностью.
Председательствующий: |
Ткаченко В. В. |
Судьи: |
Мейстер В.М. Хапачева Р. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 16 сентября 2008 г. N 33-755
Текст определения официально опубликован не был