город Майкоп |
от 26 марта 1998 года |
Конституционная Палата Республики Адыгея в составе председателя Т.А. Беретаря, членов Н.А. Алибердовой, О.М. Кулинченко, С.С. Мамия, В.И. Маргиева, В.М. Мейстер, В.М. Митусова, В.И. Морозовой, с участием Дорофеева А.А. - представителя группы депутатов, как направившего запрос в Конституционную Палату Республики Адыгея, и Купина В.А. - представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея как стороны, издавшей оспариваемый акт, руководствуясь подпунктом "а" пункта один статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 73, 82, 83, 84, 85 Закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея", рассмотрела в открытом заседании дело о проверке конституционности положения пункта 2 постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея N 311-1 от 26 ноября 1997 года "Об обращении Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, поступивший в Конституционную Палату Республики Адыгея.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Адыгея оспариваемое заявителями положение пункта 2 постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея N 311-1 от 26 ноября 1997 года.
Заслушав сообщение Беретаря Т.А., объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей от прокуратуры Республики Адыгея Крепс А.А., исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционная Палата Республики Адыгея установила:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 1, 2) от 8 июля 1997 года N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и дано поручение Министерству внутренних дел Российской Федерации приступить с 1 октября 1997 года к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации.
26 ноября 1997 года Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея принял постановление "Об обращении Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея". Пунктом 2 данного постановления на территории Республики Адыгея приостановлена выдача и обмен паспортов нового образца гражданина Российской Федерации до окончательного решения вопроса о включении графы, указывающей национальную принадлежность.
2. 27 февраля 1998 года в Конституционную Палату Республики Адыгея поступил запрос, направленный группой депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, о проверке конституционности пункта 2 постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея N 311-1 от 26 ноября 1997 года.
По мнению группы депутатов, положением пункта 2 вышеуказанного постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея нарушаются статьи 6, 7, 20, 46, 56 Конституции Республики Адыгея.
3. Конституционная Палата Республики Адыгея исходит из того, что правоприменительная практика государственных органов Республики Адыгея должна соответствовать Конституции Республики Адыгея.
Законы и иные нормативные акты, применяемые в Республике Адыгея, не должны противоречить Конституции Республики Адыгея (статья 6 пункт 3). Из этого следует, что соответствовать Конституции Республики Адыгея должны и акты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Согласно статье 56 (пункт 2) Конституции Республики Адыгея - Республика Адыгея вправе приостановить на своей территории действие законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации до решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они изданы вне пределов ведения Российской Федерации или ее совместного ведения с Республикой Адыгея и противоречат Конституции Республики Адыгея и Конституции Российской Федерации, нарушают Федеративный договор. Из этой конституционной нормы вытекает, что обязательными условиями приостановления законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации являются: во-первых, предварительное обращение в Конституционный Суд Российской федерации о проверке конституционности закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации; во-вторых, приостанавливаемые акты Российской Федерации изданы по предметам исключительного ведения Республики Адыгея; в-третьих, данный акт Российской Федерации противоречит Конституции Республики Адыгея и Конституции Российской Федерации, нарушают Федеративный договор. Таким образом, конституционное право Республики Адыгея приостанавливать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации может быть реализовано лишь при соблюдении условий, содержащихся в пункте 2 статьи 56 Конституции Республики Адыгея.
Оспариваемое положение пункта 2 Постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея N 311-1 от 26 ноября 1997 года, которым приостановлено действие пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 не соответствует пункту 2 статьи 56 Конституции Республики Адыгея, поскольку Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, приостановив на территории республики обмен и выдачу паспортов нового образца гражданина Российской Федерации, не обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828. Изданный акт Правительством Российской Федерации не относится к предмету исключительного ведения Республики Адыгея, так как вопросы защиты и обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и Республики Адыгея (статья 54) Конституции Республики Адыгея.
4. Статья 7 (пункт 1) Конституции Республики Адыгея устанавливает, что государственная власть в Республике Адыгея осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституционный принцип разделения властей предусматривает осуществление власти каждым государственным органом присущих ему лишь функции и в рамках собственной компетенции установленных Конституцией и законами Республики Адыгея, при этом ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти.
Принимая решение о приостановлении выдачи и обмена паспортов нового образца гражданам Российской Федерации, законодательный орган республики вторгся в компетенцию исполнительной власти, поскольку регламентация порядка выдачи, замены паспорта относится к компетенции органов исполнительной власти.
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, являясь высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Адыгея (статья 53) Конституции Республики Адыгея, безусловно вправе был выразить свое отношение к проблеме, возникшей в связи с выдачей, заменой паспорта гражданина Российской Федерации - обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации, принять заявление, обращение в адрес федеральных органов власти, Президента Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея, но не принимать акт, носящий нормативный характер. Таким образом, положение пункта 2 Постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о приостановлении на территории Республики Адыгея выдачи и обмена паспортов нового образца гражданина Российской Федерации до окончательного решения вопроса о включении графы, указывающей национальную принадлежность, не соответствует Конституции Республики Адыгея как с точки зрения принципа разделения властей, разграничения компетенции между органами государственной власти, так и по содержанию нормы.
На основании изложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 71, статьями 72, 73, 76, 84, 85 конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея", Конституционная Палата Республики Адыгея постановила:
1. Признать пункт 2 Постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 26 ноября 1997 г. N 311-1 о приостановлении на территории Республики Адыгея выдачи и обмена паспортов нового образца гражданина Российской Федерации до окончательного решения вопроса о включении графы, указывающей национальную принадлежность, не соответствующими Конституции Республики Адыгея, ее статьям 7 (пункт 1) и 56 (пункт 2).
2. Согласно частям первой и второй статьи 77 конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 76 конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея. Постановление также должно быть опубликовано в "Вестнике Конституционной Палаты Республики Адыгея".
Конституционная Палата
Республики Адыгея
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея от 26 марта 1998 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 26 ноября 1997 года N 311-1 в связи с обращением группы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 6"