Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шорина С.Б. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 19 января 2021 года N 2а-5293/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Карелия к Шорину С.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения представителя Шорина С.Б. Сыромолотова Д.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Карелия (далее - МИФНС N 5) обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Шорину С.Б. о взыскании недоимки за 2018 год по налогу на имущество физических лиц в размере 323 145 рублей, пени в размере 1 179 рублей 48 копеек, недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах городского поселения, в размере 694 729 рублей, пени в размере 2 535 рублей 76 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселения в размере 18 копеек.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 19 января 2021 года, заявленные требования удовлетворены. С Шорина С.Б. в доход государства в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Карелия взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 323 145 рублей, пени - 1 179 рублей 48 копеек, пени по земельному налогу - 18 копеек, недоимка по земельному налогу - 694 729 рублей, пени - 2 535 рублей 76 копеек, государственная пошлина в размере 13 308 рублей.
В кассационной жалобе Шориным С.Б. ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с тем, что судами неверно применены нормы материального права, выводы не соответствуют обстоятельствам по делу. Считает, что при исчислении земельного налога должна быть применена налоговая ставка - 0, 3%, вместо 1, 5% в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, имеющиеся у административного истца и находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 10:12:011605:047, площадь 291401 кв.м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемого судебного акта не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шорин С.Б. в 2018 году являлся собственником нескольких земельных участков, жилых домов, гаражей, иных зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Республики Карелия.
Так, в его собственности находились:
- земельный участок, адрес: 186733, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 2037 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186724, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 970 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186733, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 1500 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186724, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 2500 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186733, Россия, "адрес", Кадастровый N, площадь 1200 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186724, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 1200 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186724, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 1500 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: 186730, Россия, "адрес", кастровый N, площадь 291401 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом, адрес: 186730, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 91, 20 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом, адрес: 186730, Россия, "адрес", кадастровый N, Площадь 402, 10 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ года;
- жилой дом, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 156, 40 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом, адрес: "адрес", б/н, кадастровый N, Площадь 53, 70 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- здание склада, адрес: "адрес"Ж, кадастровый N, площадь 326, 20 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 186730, Россия, "адрес", кадастровый N, площадь 548, 10 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- столовая, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 2289, 10 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- казарма, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 172 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- гаражи, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 707, 80 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- гаражи, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 707, 50 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- дом, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 12 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- гаражи, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 1263, 80 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 134 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- здание столовой под склад, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 773, 10 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- штаб с общежитием, адрес: "адрес" кадастровый N, площадь 2063, 70 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- гараж, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 2452, 40 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- здание (гостевой домик), адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 307, 60 кв.м, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;
- здание КТП, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 78, 40 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- здание казармы, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 4006, 90 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 298, 30 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- здание овощехранилища, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 137, 60 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- казарма адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 4158, 10 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 4009, 50 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- клуб, адрес: "адрес", регистрационный N, площадь 1429, 50 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- гостевой дом, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 594 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 88, 40 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый N, площадь 137, 20 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- кафе, адрес: "адрес"Д, кадастровый N, площадь 326, 40 кв.м, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;
- штаб, адрес: "адрес", б/н, кадастровый N, площадь 1192, 30 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
МИФНС N 5 по Республике Карелия через личный кабинет налогоплательщика направила административному ответчику уведомление N от 23 августа 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2018 год в срок до 2 декабря 2019 года.
В связи с неисполнением в добровольном порядке уведомления налогового органа в установленные сроки, через личный кабинет налогоплательщика Шорину С.Б. направлено требование N от 20 декабря 2019 года об уплате заявленной недоимки по налогу, пени со сроком уплаты до 20 февраля 2020 года в отношении суммы налога и пени в размере 1021589 рублей 42 копейки.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 30 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка N 32 Санкт-Петербурга от 27 марта 2020 года отказано МИ ФНС N 5 по Республике Карелия в вынесении судебного приказа о взыскании с Шорина С.Б. недоимки по налогам и пени в связи с наличием спора о праве.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в связи с использованием земельного участка для расположения объектов недвижимости, не относящихся к жилищному фонду, для расчета земельного налога установлена ставка 1, 5 процента.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0, 3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро -, газо -, тепло -, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро -, газо -, тепло -, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
На территории Лахденпохского городского поселения размер земельного налога установлен Решением Совета Лахденпохского городского поселения от 3 марта 2015 года ХХХ/N 175-Ш "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Лахденпохского городского поселения" и в связи с использованием земельного участка для расположения объектов недвижимости, не относящихся к жилищному фонду, для расчета земельного налога установлена ставка 1, 5 процента.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса необходимо чтобы их функционирование было направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований) и они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Утверждение административного ответчика о том, что при расчете земельного налога неправильно применена налоговая ставка в размере 1, 5 % вместо 0, 3%, поскольку на принадлежащем административному ответчику земельном участке с кадастровым номером N расположены объекты недвижимости, которые по своему статусу относящиеся к объектам жилого фонда и объектам инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса, линейные объекты дорожной инфраструктуры, объекты капитального строительства, необходимые для эксплуатации объектов жилого фонда, не нашло своего подтверждения при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, поскольку доказательств стороной административного ответчика данного обстоятельства не представлено
Судами правомерно указано, что налоговым органом начисление налога производится исходя из правоустанавливающих документов, представленных уполномоченным органом, в данном случае на основании сведений из Государственного кадастра недвижимости. Проверка поступивших сведений в обязанности налогового органа не входит.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 19 января 2021 года N 2а-5293/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Шорина С.Б. - без удовлетворения.
Шорина С.Б. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 19 января 2021 года N 2а-5293/2020, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.