Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 декабря 2020 года по административному делу N 2-5090/2020 по административному иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязании устранить нарушения
законодательства в области обращения с отходами
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения прокурора Леонтьева С.А, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязании организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделе 13 квартала 36 Усть-Куломского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество".
В обоснование заявленных требований указано, что по итогам прокурорской проверке исполнения требований природоохранного законодательства на территории Усть-Куломского района установлено, что в выделе 13 квартала 36 Усть-Куломского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество" в границах государственного лесного фонда на расстоянии 800 метров от п. Паспом расположена несанкционированная свалка отходов общей площадью 0, 23 га. Непринятие мер по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории несанкционированной свалки, нарушает требования Законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что явилось основанием для обращения в суд.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 декабря 2020 года, удовлетворено заявление прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязании устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязано в срок до 01 сентября 2021 года организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделе 13 квартала 36 Усть- Куломского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество", а также разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделе 13 квартала 36 Усть-Куломского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество". Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обращены за счет федерального бюджета.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что в ходе патрулирования ГУ "Усть- Куломское лесничество" установлено, что в выделе 13 квартала 36 Усть- Куломского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество" в границах государственного лесного фонда на расстоянии 800 метров от п. Паспом расположена несанкционированная свалка отходов общей площадью 0, 23 га. Несанкционированная свалка отходов в п. Паспом расположена в точке с координатами N? N Выявленная несанкционированная свалка отходов не является объектом размещения отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.
Указанный земельный участок лесного фонда находится в федеральной собственности. Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4, 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пользователи, землевладельцы этого участка, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельного участка, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Республике Коми.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики.
Коми от 24 августа 2017 года N 452, его основными задачами являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5, 6, 8, 12 пункта 9 Положения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса полежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.
Учитывая изложенное обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке в выделе 13 квартала 36 Усть-Куломского участкового лесничества ГУ "Усть- Куломское лесничество", а также по обеспечению разработки проекта и осуществления рекультивации земельного участка, правомерно возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны. Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно статей I, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Не принимаются во внимание и доводы административного ответчика о том, что законом не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ. В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Имея ввиду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, должно обеспечивать в лесах Республики Коми, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого ч. 1 ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Прекращение с 01 октября 2016 года действия нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей очистку лесов от захламления и загрязнения. - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах при осуществлении полномочий по охране лесов от загрязнений и иного негативного воздействия в силу главы 3.2 Лесногс кодекса Российской Федерации, Федерального закона об охране окружающей среды и Правил санитарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607). Введенная с 01 марта 2017 года норма части 3 статьи 60.12 главы 3.2 "Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия" Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется, в том числе органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Не влекут отмену судебного акта и доводы кассационной жалобы о том, что образование свалки является прямым следствием ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления возложенных обязанностей, которые в свою очередь и обязаны устранять причины образования таких свалок. В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г.."Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не могут применяться, поскольку обязанность собственников участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального вышеприведенного законодательства, регулирующими правоотношения по использованию лесов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84. Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного сельского поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Подлежат отклонению доводы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о необоснованном возложении обязанности по рекультивации спорных земель, поскольку данная обязанность должна быть возложена на лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель в силу следующего.
Рекультивация земель представляет собой совокупность мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800).
К нарушенным землям, подлежащим рекультивации, по смыслу пунктов 5 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земли, подвергшиеся механическому (снятие почвенного слоя) и (или) химическому воздействию (загрязнение земель). Перечень работ, при осуществлении которых проводится рекультивация земель, является примерным.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. При этом рекультивация определяется как деятельность по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800).
С учетом изложенного, в рассматриваемом споре, таким органом является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 декабря 2020 года по административному иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязании устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 03 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.