N 88а-13166/2021
Санкт-Петербург 9 июля 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Жидкова О.В, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Арсланова А. А. (далее - Арсланов А.А.) на определение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 января 2021 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Арсланов А.А. обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) прокуратуры Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми, выразившихся в неустранении нарушения законодательства по уголовному делу N 1-14/2016 и в нарушении его прав и законных интересов на получение полного и мотивированного ответа на обращение от 30 ноября 2020 года.
В части требований о признании незаконным бездействия по неустранению нарушения законодательства по уголовному делу N 1-14/2016, судьей Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми 21 января 2021 года вынесено определение об отказе в принятии административного иска, которое апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года отменено административный иск Арсланов А.А. в указанной части направлен в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления.
В остальной части судьей Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми 21 января 2021 года вынесено определение об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью приведения его в соответствие требованиям статей 125 и 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом Арсланову А.А. предложено представить сведения о том, подавалась ли им жалоба в порядке подчиненности и ответ вышестоящего органа или вышестоящего лица о результатах ее рассмотрения либо ходатайство о невозможности представить указанные документы и их истребовании судом, а также копии административного искового заявления в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц со ссылкой на то, что текст представленной административным истцом копии административного искового заявления не соответствует его оригиналу, поскольку изложен в сокращенном варианте. Срок для исправления недостатков установлен до 15 февраля 2021 года.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года указанное определение оставлено без изменения, однако из него исключено требование судьи первой инстанции об указании в административном исковом заявлении сведений о представлении Арслановым А.А. жалобы в порядке подчиненности и ответа вышестоящего органа или вышестоящего лица о результатах ее рассмотрения либо ходатайства о невозможности представить указанные документы и их истребовании судом.
В кассационной жалобе, поданной через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми 12 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2021 года, Арсланов А.А. просит об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанции и направлении административного искового заявления на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что представленная им вместе с административным иском копия искового заявления отражает в себе оригинал и позволяет в полной мере подготовиться ответчику к производству по делу. Ссылаясь на нахождение в исправительном учреждении, указывает на затруднительное материальное положение, не позволяющее в полном объеме исполнить процессуальные требования по изготовлению полноценных копий административного иска. Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции об оставлении определения суда первой инстанции без изменения при установленных нарушениях.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исключая из определения суда первой инстанции выводы о необходимости указания административным истцом сведений о подаче им жалобы в порядке подчиненности и ответа вышестоящего органа или вышестоящего лица о результатах ее рассмотрения либо ходатайства о невозможности представить указанные документы и их истребовании, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что сведения об обращении во внесудебном порядке не имеют правового значения, и выводы суда апелляционной инстанции в указанной части подателем кассационной жалобы не оспаривается.
Административный истец выражает несогласие с выводами судов о возложении на него обязанности по представлению копий административного иска для участников процесса.
Указанные доводы подателя кассационной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (статья 71 пункт "о"; статья 76 часть 1). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя. Это относится и к правилам, регламентирующим порядок подачи административного искового заявления в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Таким образом, действительно, по общему правилу, обязанность представить копии административного иска по числу лиц, участвующих в деле, лежит на административном истце.
Между тем, как следует из содержания оспариваемых судебных актов, копия административного искового заявления для административного ответчика Арслановым А.А. была представлена, однако не была расценена судами как исполнение вышеназванных процессуальных требований со ссылкой на ее несоответствие оригиналу административного искового заявления. В то же время, поскольку в материалах дела, направленных в суд кассационной инстанции, отсутствует копия с указанного документа, не представляется возможным проверить установленный судами факт о несоответствии копии административного искового заявления его оригиналу.
Кроме того, судебными инстанциями не было принято во внимание, что Арсланов А.А. на момент обращения с административным иском отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем возможность изготовления копий административного искового заявления и документов, приложенных к административному иску для него была объективно затруднена, в том числе, ввиду отсутствия для этого финансовой возможности, при том, что о своем затруднительном материальном положении заявителем было указано в ходатайстве об освобождении от уплаты государственной пошлины, приложенном к исковому заявлению.
Принимая во внимание условия содержания осужденных, режим законного ограничения прав таких лиц, полагаю, что обстоятельства, указанные судьей первой инстанции в определении об оставлении административного иска без движения, не препятствовали принятию к рассмотрению административного дела к производству и направлению судом копий административного искового заявления в адрес административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
С учетом изложенного, оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, так как нарушают фундаментальное право заявителя на доступ к правосудию и судебную защиту, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 января 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года об оставлении административного иска без движения отменить.
Административное исковое заявление Арсланова А.А. к прокуратуре Эжвинского района г. Сыктывкара о нарушении его прав и законных интересов на получение полного и мотивированного ответа на обращение от 30 ноября 2020 года, направить в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми для разрешения вопроса о принятии его к производству суда.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться со дня вынесения судебного приказа и из которого исключаются время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.