Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Кулешовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбенко А.Ю. на решение Вологодского областного суда от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 года по административному делу N 3а-66/2021 по административному исковому заявлению Горбенко А.Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбенко А.Ю. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что длительный период времени Департаментом строительства Вологодской области не исполняется возложенная на него, вступившим в законную силу 10 января 2019 года решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 3 декабря 2018 года, обязанность по предоставлению Горбенко А.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
По мнению административного истца, задержка в исполнении указанного судебного постановления обусловлена бездействием административного ответчика, длительность неисполнения судебного решения не является разумной.
Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец определилв размере 150 000 рублей.
Решением Вологодского областного суда от 26 января 2021 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Горбенко А.Ю. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Горбенко А.Ю. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее Закон о компенсации) взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на государственные органы обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В соответствии с пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые, возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части ] и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что 3 декабря 2018 года решением Череповецкого городского суда Вологодской области, с учетом определение об исправлении описки от 27 декабря 2018 года, удовлетворены исковые требования Горбенко А.Ю. и на Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность предоставить Горбенко А.Ю. на условиях найма специализированного жилого помещения на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области жилое помещение, отвечающее санитарных и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 10 января 2019 года.
Исполнительное производство N21861/19/35021-ИП возбуждено судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области 12 февраля 2019 года на основании заявления взыскателя и выданного 16 января 2019 года исполнительного листа серии ФС N 011695867, поступившего в отдел судебных приставов 12 февраля 2019 года.
Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 24 мая 2019 года, заявление Департамента строительства Вологодской области о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения от 3 декабря 2018 года оставлено без удовлетворения.
В рамках исполнительного производства N21861/19/35021-ИП 29 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области вынесено постановление о взыскании с Департамента строительства Вологодской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области назначен новый срок исполнения решения: 29 июля 2019 года до 15 сентября 2019 года, 6 ноября 2019 года до 15 декабря 2019 года, 16 декабря 2019 года до 26 января 2020 года, 17 марта 2020 года до 5 мая 2020 года, 6 мая 2020 года до 14 июня 2020 года, 17 июня 2020 года до 17 июля 2020 года, 4 августа 2020 года до 31 августа 2020 года, 1 сентября 2020 года до 15 октября 2020 года, 19 октября 2020 года до 29 ноября 2020 года.
Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 31 июля 2019 года Департамент строительства Вологодской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 30 000 рублей.
Из указанного постановления следует, что на реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот в 2018 году предусмотрено финансирование в объеме 610 900 000 рублей, в 2018 году заключить государственные контракты на строительство и приобретение жилья для детей-сирот на территории Череповецкого муниципального района не представилось возможным ввиду отсутствия жилых помещений на вторичном рынке и строительства жилья на территории района; на 2019 год на обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено финансирование в объеме 598 900 000 рублей.
На комиссии по распределению жилых помещений 1 февраля 2019 года рассмотрен вопрос по распределению выделенных на 2019 год средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот в разрезе муниципальных образований, исходя из количества граждан, включенных в список детей- сирот и имеющих судебные решения, на Череповецкий район распределены денежные средства в размере 28 400 000 рублей. За период 2019 года Департаментом на территории Череповецкого муниципального района приобретено 5 квартир на вторичном рынке жилья. Приобретенные квартиры распределены и предоставлены в целях исполнения судебных решений, вынесенных ранее решения в пользу Горбенко А.Ю.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 26 ноября 2019 года Департамент строительства Вологодской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи ] 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 50 000 рублей.
Из указанного постановления следует, что 10 июля 2018 года Департаментом строительства Вологодской области заключен с ООО "Железобетон-12" государственный контракт на участие в долевом строительстве в городе Череповце многоквартирного дома в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (20 квартир). В 1 квартале 2019 года строительство квартир завершено, квартиры распределены и предоставлены липам, имеющим судебные решения, вынесенные ранее решения в пользу Горбенко А.Ю. Также Департаментом строительства Вологодской области заключен государственный контракт на завершение строительства 14 квартир для детей-сирот в жилом доме по улице Крайней, со сроком передачи квартир в 2020 году. 1 февраля 2019 года на комиссии по распределению жилых помещений рассмотрен вопрос по распределению выделенных на 2019 год средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот в разрезе муниципальных образований, исхода из количества граждан, включенных в список детей-сирот и имеющих судебные решения. На город Череповец распределены денежные средства в размере 120 300 000 рублей, часть которых направлена и на оплату исполненных государственных контрактов. Исходя из выделенных средств, Департаментом строительства Вологодской области прорабатывается вопрос по объявлению конкурсных процедур на приобретение 3 квартир на вторичном рынке жилья, а также объявлен, аукцион на участие в долевом строительстве 5 жилых помещений на территории города Череповца.
Судебным приставом-исполнителем 14 апреля 2019 года, 1 августа 2019 года, 18 октября 2019 года, 12 мая 2020 года и 13 ноября 2020 года начальнику Департамента строительства Вологодской области объявлены предупреждения.
Общий срок исполнительного производства с момента поступления исполнительного документа в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области (12 февраля 2019 года) до 19 сентября 2020 года (дата, когда административным истцом заявлены требования о взыскании компенсации) составил 1 год 7 месяцев 7 дней.
Предоставление жилых помещений жилищного фонда Вологодской области осуществляется в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённым постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года N 723.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан.
Для приобретения жилья, в том числе путем его строительства, за счет бюджетов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует выполнения предусмотренных законом процедур для обоснования закупок.
Приобретение (строительство) жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот осуществляется исходя из лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год.
Законами Вологодской области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период и 2021 годов" и "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период и 2022 годов" на обеспечение жильем детей-сирот в 2019 году предусмотрено финансирование в объеме 598 800 000 рублей и 817 100 000 рублей соответственно.
Судом первой инстанции установлено, что в 2019 году Департаментом строительства Вологодской области проведено 16 аукционов, по результатам которых в специализированный жилищный фонд области приобретено 13 однокомнатных квартир в Череповецком муниципальном районе, 3 аукциона признаны несостоявшимися. На заседаниях межведомственной комиссии по распределению жилых помещений для детей-сирот, в состав которой помимо представителей Департамента строительства Вологодской области входят представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, Законодательного Собрания области, Департамента социальной защиты населения области, а также Уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области, приобретенные жилые помещения распределены и предоставлены лицам из числа детей-сирот, имеющим судебные решения, вынесенные ранее, чем решение суда в пользу Горбенко А.Ю.
Законом Вологодской области от 12 декабря 2019 года N 4625-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено на 2020 год 817 100 000 рублей.
29 мая 2020 года Департаментом строительства Вологодской области заключен государственный контракт на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры площадью 31, 9 кв.м, расположенной по адресу: Череповецкий район, деревня Ясная Поляна, улица Энергетиков, дом 12, квартира 32, которая по результатам заседания межведомственной комиссии по распределению жилых помещений для детей-сирот от 18 июня 2020 года распределена Горбенко А.Ю, о чем направлено уведомление от 22 июня 2020 года и предложено в срок до 6 июля 2020 года представить в Департамента строительства Вологодской области заявление.
В связи с отказом Горбенко А.Ю. от жилого помещения, Департамент строительства Вологодской области 14 сентября 2020 года направил в Череповецкий районный суд исковое заявление о понуждении Горбенко А.Ю. к заключению договора найма.
Решением Череповецкого районного суда от 23 ноября 2020 года на Горбенко А.Ю. возложена обязанность заключить с БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" договор найма специализированного жилого помещения на указанное выше жилое помещение (л.д.51-53).
14 декабря 2020 года Горбенко А.Ю. представил в Департамент строительства Вологодской области заявление о предоставлении распределенного ему жилого помещения.
17 декабря 2020 года подписано распоряжение о предоставлении Горбенко А.Ю. жилого помещения, расположенного по адресу:- Череповецкий район, деревня Ясная Поляна, улица Энергетиков, дом 12, квартира 32.
На момент рассмотрения административного иска Горбенко А.Ю. судом первой инстанции установлено, что решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 3 декабря 2018 года исполнено.
Оценив представленные доказательства, в том числе подтверждающие отказ административного истца от предлагаемого ему жилого помещения, которое не признано в установленном законом порядке не пригодным для проживания, суд установил, что Департаментом строительства Вологодской области предпринимались конкретные достаточные и эффективные меры, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебного решения от 3 декабря 2018 года.
Какие-либо доказательства, подтверждающие предложение административному истцу жилого помещения, не пригодного для проживания, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции правильно признала, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что все предпринятые Департаментом строительства Вологодской области меры были направлены на обеспечение реальной возможности восстановления жилищных прав административного истца.
Судом первой инстанции установлено, что срок исполнения судебного акта от 3 декабря 2018 года составил 1 год 7 месяцев 7 календарных дней, который, несмотря на то, что решение суда первоначально не было исполнено в установленный законом срок, признан разумным, поскольку в
течение этого срока административным ответчиком последовательно совершались необходимые действия, направленные на своевременное исполнение судебного решения.
Учитывая период неисполнения требований исполнительного документа, а также меры, предпринятые административным ответчиком по исполнению судебного решения, поведение самого административного истца, отказавшегося от предлагаемого ему жилого помещения, то есть препятствовавшего исполнению судебного акта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Департамент строительства Вологодской области действовал достаточно эффективно и предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда от 3 декабря 2018 года.
Материалами дела не подтверждается наличие при исполнении судебного акта от 3 декабря 2018 года признаков нарушения требований разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи б, статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления является верным.
Доводы кассационной жалобы о неправильной оценке судами представленных доказательств не обоснованы.
Все доказательства, в том числе и опровергающие обстоятельства, на которое указывал административный истец, получили оценку суда по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского областного суда от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Горбенко А.Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставить без изменения, кассационную жалобу Горбенко А.Ю. - без удовлетворения.
Решение Вологодского областного суда от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 08 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.