Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белов М.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Белов М.С. к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 4 об отмене решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты
По первой инстанции решение вынесено Всеволожским городским судом Ленинградской области от 26 августа 2021 года номер дела N 2а-9913/2021.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Белова М.С. - Щабельской И.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения Круглова Н.А. и его представителя - адвоката Алексеева А.В, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении без изменения определения суда апелляционной инстанции, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белов М.С. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 4, в котором просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N 4 о регистрации Круглов Н.А, 1967 г.р, в качестве кандидата в депутаты совета депутатов 1967 г.р, в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 4.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 4, по тому же избирательному округу зарегистрирован кандидат в депутаты Круглов Н.А, выдвинутый избирательным объединением - Всеволожским местным отделением Ленинградского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Исходя из анализа положений Устава КПРФ, согласование кандидатур на выдвижение кандидатов в депутаты должно производиться в форме последующего согласования решения о выдвижении, принятого Комитетом местного отделения КПРФ, с Бюро Комитета регионального отделения партии. Однако документ, свидетельствующий о согласовании решения XVIII Конференции Всеволожского местного отделения Ленинградского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 22.07.2021 г. с Бюро Комитета регионального отделения партии не был предоставлен Кругловым Н.А. одновременно с другими документами для уведомления о своем выдвижении. По мнению административного истца, при рассмотрении избирательной комиссией вопроса о регистрации Круглова Н.А. в качестве кандидата, среди документов, представленных им при выдвижении, отсутствовал надлежащий документ о выдвижении его кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту "в" пункта 24 ст.38 Федерального закона N67-ФЗ.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2021 года заявленные Беловым М.С. требования удовлетворены. Суд отменил решение N 3519 от 13.08.2021 г. Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4 "О регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4 Круглов Н.А, выдвинутого Всеволожским райкомом (местного отделения) Ленинградского областного отделения политической партии КПРФ". На Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 4 возложил обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Круглов Н.А. в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4, с предварительным извещением кандидата: о неполноте сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, не позднее, чем за три дня до дня заседания комиссии. Решение к обращено немедленному исполнению (л.д. 85-97).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2021 года отменено, принято по делу новое решение об отказе Белову М.С. в удовлетворении в заявленных требований в полном объёме.
На вступившее в законную силу судебное постановление Белов М.С. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 3199 от 13.07.2021 г. "О назначении досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва", назначены досрочные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва на 19.09.2021 г, сократив некоторые избирательные действия в соответствии с избирательным планом (л.д.19).
Решением N 3203 от 14.07.2021 г. Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва на Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района Ленинградской области", на период подготовки и проведения досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области возложены полномочия в том числе окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N 4 на Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района;
Решением N 3492 от 12.08.2021 г. Территориальной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N4 зарегистрирован кандидат в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4 - Белов Михаил Сергеевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д.22).
31.07.2021 г. Круглов Н.А. представил в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4 заявление о согласии избирательного объединения Ленинградское областное отделение Политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" баллотироваться кандидатом в депутаты (л.д.24).
К заявлению о согласии баллотироваться Круглов Н.А, в том числе, представил следующие документы (л.д.43-44):
- Постановление Бюро Ленинградского областного комитета КПРФ "О выборах депутатов совета депутатов во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области" от 03.07.2021 г, в соответствии с которым, пунктом 5.8 Устава КПРФ: кандидатов в депутаты на выборах депутатов совета депутатов муниципальных образований Ленинградской области 19 сентября 2021 года выдвинуть тайным голосованием на конференции Всеволожского местного отделения. Согласовать представленные кандидатуры, предложенные для выдвижения Всеволожским местным отделением КПРФ кандидатами в депутаты на выборах депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по одномандатному округу N4 - Круглов Н.А, дата рождения 22.05.1967 г.; по одномандатному округу N13 Туранов Д.С, дата рождения 03.03.1967 г. (л.д.29).
- Постановление XVIII Конференции Всеволожского местного отделения Ленинградского областного отделения политической партии КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22.07.2021 г, в соответствии с которым ПОСТАНОВЛЕНО:в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 65 Областного закона от 15 марта 2012 года N20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области, статьи 5.3 Устава КПРФ и на основании протокола счетной комиссии третьего этапа XVIII Конференции Всеволожского местного отделения Ленинградского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 22.07.2021 г. о результатах тайного голосования выдвинуть на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от Всеволожского местного отделения ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 19.09.2021 г. по одномандатному избирательному округу N4 следующих кандидатов: Свердловское городское поселение: по одномандатному избирательному округу N4 - Круглов Н.А, 22.05.1967 г.р, место рождения: "адрес", гражданство: Российская Федерация, адрес места жительства: "адрес", "адрес", "адрес", паспорт N, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, выдан ТП N отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и "адрес" во "адрес"е, код подразделения: N (л.д.43).
Решением N 3519 от 13.08.2021 г. Территориальной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N4, зарегистрирован кандидат в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N4 - Круглов Н.А, выдвинутый Ленинградским Всеволожским райкомом (местного отделения) Ленинградского областного отделения политической партии КПРФ (л.д.23).
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение части 1 статьи 19 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 г. N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области", Постановление Бюро Ленинградского областного комитета КПРФ о согласовании кандидатуры, предложенной для выдвижения Всеволожским местным отделением КПРФ кандидатами в депутаты на выборах депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по одномандатному округу N 4 Круглова Н.А. принято ранее (03.07.2021 г.) официального опубликования решения N3199 от 13.07.2021 г. Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, которое опубликовано 14.07.2021 г.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ), является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ политическая партия является общественным объединением, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В силу части 2 этой же статьи, политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ).
В силу статьи 21 Федерального закона от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ, устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ).
Согласования кандидатуры является одним из требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ, согласно пунктам 1, 2 и 7 статьи 25 которого закреплено право Уставом политической партии предусматривать дополнительные условия принятия решений о выдвижении политической партией и ее региональными отделениями кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В соответствии с п. 5.3 Устава КПРФ, Конференция местного отделения по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (л.д.54).
На основании п. 5.8 Устава КПРФ, Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (л.д.55).
Как установлено материалами дела, 22 июля 2021 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства, на Конференции Всеволожского местного отделения Ленинградского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", в установленный ч.1 ст. 19 Областного закона Ленинградской области от 15 марта 2021 года N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" срок, Круглов Н.А. был выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по избирательному округу N4.
Таким образом, Круглов Н.А. выдвинут уполномоченным уставом политической партии органом в установленные законом сроки после начала избирательной кампании.
Также материалами дела установлено, что при подаче документов в Территориальную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N4 Кургловым Н.А. был представлен полный пакет необходимых для регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение пятого созыва, в связи с чем, довод административного истца о неправомерности оспариваемого решения не нашёл своего подтверждения и является необоснованным.
Действительно, кандидатура Круглова Н.А. была согласована региональным отделением Коммунистической партии Российской Федерации до даты опубликования решения о назначении досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва. Однако согласование выдвижения кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления не является его выдвижением.
Процедура согласования кандидатур для выдвижения является подготовительной и избирательным законодательством не связана с датой принятия решения о назначении выборов и датой проведения голосования; действующее законодательство не относит внутрипартийные процедуры, способствующие выдвижению кандидатов, к понятию "инициативы выдвижения".
Таким образом, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанций дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суд апелляционной инстанции правильно применили закон, подлежащий применению, и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Белов М.С. к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 4 об отмене решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты оставить без изменения, кассационную жалобу Белов М.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 02 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 13 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.