Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Белинской С.В.
судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 марта 2021 г. по делу N 2-7203/2020 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми о перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании недополученной пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя ФИО1 Жучёк М.Г, действующей на основании доверенности "адрес"6 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, поддержавшей доводы жалобы; представителей Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми ФИО5 (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года) и ФИО6 (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми (далее также-УФСИН России по Республике Коми) о перерасчете пенсии за выслугу лет с 30.07.2010 по 27.07.2020 с учетом районного коэффициента 1, 5; взыскании недополученной пенсии за указанный период с учетом районного коэффициента 1, 5.
В обоснование требований указано со ссылкой на положения ст. ст. 48, 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", что истец с 30.07.2010 является получателем пенсии за выслугу лет по линии уголовно-исполнительной системы, с 30.07.2010 пенсия ему установлена с учетом районного коэффициента в размере 1, 2, установленного вг. Сыктывкаре. При этом, истец более 20 лет непрерывно проходил службу в районах Крайнего Севера. На основании его обращения о перерасчете пенсии, размер пенсии с 28.07.2020 ему был пересчитан и пенсия установлена с учетом районного коэффициент 1, 5. Истец считает, что пенсия им не дополучена по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, поскольку документы о службе в районах Крайнего Севера у ответчика имелись.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 27.08.1981 по 18.12.2003 ФИО1 служил в уголовно-исполнительной системе в районе Крайнего Севера - г. Воркута, где установлен районный коэффициент - 1, 6; с 18.12.2003 до 29.07.2010 служил в уголовно-исполнительной системе в г. Сыктывкар, где установлен районный коэффициент - 1, 2.
Приказом от 29.07.2010 N 276-л/с истец уволен по ст. 58 п. "З"(по ограниченному состоянию здоровья) 29.07.2010. Выслуга лет на 29.07.2010 составила в календарном исчислении 36 лет 00 мес. 10 дн, в льготном исчислении - 61 год 11 месяцев 09 дней.
Согласно расчету выслуги лет на пенсию календарная выслуга в районах Крайнего Севера на 18.05.2010 составляет - 22 года 07 месяцев 07 дней, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 11 лет 00 месяцев 20 дней.
Последним местом службы истца являлось УФСИН России по Республике Коми, расположенное в г. Сыктывкаре.
18.08.2010 истцом подано заявление о назначении пенсии. Согласно заключению о назначении пенсии, утвержденного 19.08.2010, истцу назначена пенсия по выслуге лет с 30.07.2010, размер пенсии установлен с применением коэффициента 1, 2.
28.07.2020 истец обратился в отдел пенсионного обеспечения с заявлением о пересмотре районного коэффициента к пенсии за выслугу лет с учетом его службы в г. Воркута.
На основании обращения истца, с 28.07.2020 ему произведен перерасчет размера пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента по г. Воркуте и установлен в размере 1, 5, размер пенсии с 28.07.2020 составил 58859, 97 руб, с 01.12.2020 размер пенсии истцу установлен -48817, 72 руб. (с учетом районного коэффициента 1, 2).
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, полагавшего, что у него имеется право на получении пенсии с районным коэффициентом 1, 5, поскольку он проходил службу в районе Крайнего Севера, в г.Воркуте, где установлен районный коэффициент 1, 6, руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, исходил из того, что прохождение ФИО1 службы в районе Крайнего Севера, в г.Воркута, не является его последним местом прохождения службы, в то время как последним местом службы истца являлся г.Сыктывкар, где установлен районный коэффициент 1.2, который и применен при начислении и выплате ему пенсии, что является законным.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Отклоняя доводы заявителя жалобы о незаконности решения суда первой инстанции и наличии у него права на получении пенсии с районным коэффициентом 1, 5, суд апелляционной инстанции сослался на часть 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в силу которой пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 данного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 данного Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии; при этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5; и пункт 16.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, согласно которому пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных
лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1, 5.
Согласно приведенных нормативных положений для военнослужащих, проживавших в местностях, где к денежному довольствию применялся районный коэффициент, а затем выехавших в районы, где к денежному довольствию военнослужащих коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, предусмотрена гарантия, позволяющая исчислить пенсию с учетом коэффициента, выплачиваемого к денежному довольствию по последнему месту службы этих лиц в указанных местностях.
При этом для назначения пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо наличие у них определенного законом стажа военной службы в указанных местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно). Применение районного коэффициента при расчете пенсии за выслугу лет является дополнительной гарантией для лиц, проходящих длительное время военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и предусматривают возможность исчисления пенсии указанным лицам с учетом районного коэффициента независимо от времени обращения за ее назначением.
С учетом характера спорных правоотношений, правильного применения судами приведенных в решении и апелляционном определении норм материального права, при установлении судами, что последним местом работы истца являлся г.Сыктывкар, где установлен районный коэффициент 1.2, указанный коэффициент правомерно применен ответчиком при начислении и выплате истцу пенсии, а законных оснований для исчисления истцу пенсии с коэффициентом 1.5 не имеется, поскольку прохождение службы в районе Крайнего Севера в г.Воркуте, не является для истца последним местом службы в соответствии со ст. 48 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами судов об отказе в удовлетворении иска ФИО1, не принимая во внимание ссылку заявителя жалобы на разъяснения, приведенные в письме ФСИН России.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.