Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бочкарева А.Е, судей Бакулина А.А, Лепской К.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N, 370-373/2020 по иску администрации Лахденпохского муниципального района к Зарецкой О. В, Судакову Д. А, Кондрашовой Л. В, Будаевой А. Ю, Муллагалину М. К. о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок по кассационной жалобе администрации Лахденпохского муниципального района на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, выслушав объяснения Зарецкой О.В, Кондрашовой Л.В, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрации Лахденпохского муниципального района обратилась в суд с иском к ответчикам о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок, со ссылкой на несоблюдение процедура предоставления земельных участков, предусмотренной ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного истец просил признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между администрацией Лахденпохского муниципального района и Зарецкой О.В, применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия, исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между администрацией Лахденпохского муниципального района и Зарецкой О.В.; признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N заключенный между администрацией Лахденпохского муниципального района и Муллагалиным М.К, применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия, исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между администрацией Лахденпохского муниципального района и Муллагалиным М.К.; признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между администрацией Лахденпохского муниципального района и Кондрашовой Л.В, применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между администрацией Лахденпохского муниципального района и Кондрашовой Л.В.; признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между администрацией Лахденпохского муниципального района и Судаковым Д.А, применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН
запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между администрацией Лахденпохского муниципального района и Судаковым Д.А.; признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между администрацией Лахденпохского муниципального района и Будаевой А.Ю, применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия, исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между администрацией Лахденпохского муниципального района и Будаевой А.Ю.
Определением суда указанные иски объединены в одно производство.
Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 1 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации Лахденпохского муниципального района ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как принятых с нарушением требований закона.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители администрации Лахденпохского муниципального района, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела нижестоящими судами.
Как установлено судом и следует из материалов, что на основании постановления администрации Лахденпохского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал N, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, ориентировочной площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Ж1, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера N осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления Зарецкой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Лахденпохского муниципального района от 06.04.2020
N ответчику на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, находящийся на землях населенного пункта по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Между администрацией Лахденпохского муниципального района и Зарецкой О.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории Лахденпохского городского поселения N.
Срок аренды в силу п.2.1 договора устанавливается 20 лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В пределах границы земельного участка расположен объект незавершенного строительством, регистрационный N, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объект зарегистрировано за Зарецкой О.В.
Государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера N осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления Муллагалина М.К. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N ответчику на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, находящийся на землях населенного пункта по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Между администрацией Лахденпохского муниципального района и Муллагалиным М.К. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории Лахденпохского городского поселения N.
Срок аренды в силу п.2.1 договора устанавливается 20 лет: с N.2040. В пределах границы земельного участка расположено здание с кадастровым номером N-10/036/2020-1, право собственности на объект зарегистрировано за Муллагалиным М.К. 27.10.2020
Государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера N осуществлен 15 N.
На основании заявления Судакова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Лахденпохского муниципального района от 16.07.2020
N ответчику на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1510 кв.м, находящийся на землях населенного пункта по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Между администрацией Лахденпохского муниципального района и Судаковым Д.А. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории Лахденпохского городского поселения N.
Срок аренды в силу п.2.1 договора устанавливается 20 лет: с
по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации Лахденпохского муниципального района от 22.04.2020 N 268 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 846 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, относящегося к категории земель населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Лахденпохское городское поселение".
Государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера N осуществлен 08.06.2020.
На основании заявления Кондрашовой Л.В. от 14.04.2020 постановлением главы администрации Лахденпохского муниципального района от 10.06.2020 N 386 ответчику на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 846 кв.м, находящийся на землях населенного пункта по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Между администрацией Лахденпохского муниципального района и Кондрашовой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории Лахденпохского городского поселения N.
Срок аренды в силу п.2.1 договора устанавливается 20 лет: с 10.06.2020
по 10.06.2040.
На основании постановления администрации Лахденпохского муниципального района от 22.04.2020 N268 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1747 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, относящегося к категории земель населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Лахденпохское городское поселение".
Государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера N осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления Будаевой А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ
N ответчику на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером 10:12:0010503:206, площадью 1747 кв.м, находящийся на землях населенного пункта по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Между администрацией Лахденпохского муниципального района и Будаевой А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории Лахденпохского городского поселения N.
Срок аренды в силу п.2.1 договора устанавливается 20 лет: с 10.06.2020
по 10.06.2040.
Из материалов дела следует, что спорные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Лахденпохское городское поселение".
Ранее земельный участок с кадастровым номером N использовался для нужд Министерства обороны РФ, что подтверждается государственным актом на право пользования землей.
ЕГРН содержит записи о зарегистрированных ограничениях (обременениях) в виде аренды в отношении спорных земельных участков.
До передачи земельного участка в собственность муниципальному образованию "Лахденпохское городское поселение" в ЕГРН на основании ст. 56 Земельного кодекса РФ 15.02.2016 были внесены сведения о наличии зоны военного объекта-хвойного лесничества Министерства обороны РФ.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки г. Лахденпохья, являющиеся общедоступными сведениями, не содержат указанных ограничений, спорные участки находятся в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Как следует из информации, предоставленной Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о земельных участках с кадастровыми номерами, местоположение которых определено как:Российская Федерация, "адрес", категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. В сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих их местоположение. Ограничения прав, предусмотренные ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, на спорные земельные участки не распространяются.
Администрацией Лахденпохского муниципального района в адрес ответчиков ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо с просьбой расторгнуть договоры аренды по соглашению сторон и вернуть администрации земельные участки по акту приема-передачи.
Из указанного письма следует, что процедура предоставления земельных участков ответчикам, предусмотренная требованиями ст.39.18 Земельного кодекса РФ, администрацией не была соблюдена, в должной степени не обеспечено информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в приобретении вещных прав в отношении земельных участков и участии в аукционе, что является основанием для признания договоров аренды недействительными. Администрацией сообщено, что извещение о предоставлении земельного участка не было размещено на официальном сайте торгов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - www.torgi.gov.ru.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае отсутствуют правовые основания для признания оспариваемых истцом договоров недействительными.
Апелляционная инстанция Верховного Суда Республики Карелия пршла к выводу о том, что суд первой инстанции обосновано не нашел оснований для удовлетворения исковых требований поскольку при рассмотрении дела по существу истцом не были доказаны основания предусмотренные ст.ст.166, 168 ГК РФ для признания сделок недействительными.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
В п. п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности ;.с; царства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (п. 1 ст. 336, ст. 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (ст. 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов (или) осуществления таких действий (бездействия). Частью 2 ст. 17.1 указанного Федерального закона запрещено не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
По смыслу положений ст. 39.18 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в случае отсутствия намерений иных граждан приобрести права на этот участок, но при условии проведения публичных процедур, гарантирующих информирование неопределенного круга лиц о предоставлении земельного участка, т.е. соблюдения императивного требования закона о публикации соответствующей информации на сайте www.torgi.gov.ru.
Применительно к рассматриваемому спора, вопреки требованиям п 1 статьи 39.18 ЗК РФ, земельные участки были переданы ответчикам по договорам аренды без предварительного информирования населения о их предоставлении, то есть с нарушением публичных процедур, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованных в предоставлении указанных земельных участков.
Опубликование извещений о возможном предоставлении спорных земельных участков лишь в общественно-политической газете Лахденпохского района "Вести Приладожья" и на официальном сайте АЛМР, в отличие от официального сайта, определенного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909, в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru, не способно в должной степени обеспечить информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в предоставлении земельных участков, поскольку тираж газеты и посещаемость сайта муниципального образования являются количественно и территориально ограниченными.
Нарушение установленного законом порядка предоставления земельных участков повлекло невозможность выражения волеизъявления лицами, имеющими интерес в получении спорных земельных участков, и обоснованное предоставление данных участков ответчикам.
Указанные нарушения дают основания для применения к сделкам по предоставлению в аренду вышеуказанных земельных участков положений п. 2 ст. 168 ГК и свидетельствуют о ничтожности заключенных в отношении них договоров аренды, поскольку отсутствие публичных процедур извещения приводит к преимущественному положению подателей заявлений о предоставлении участков в аренду - ответчиков по настоящему делу с лишением возможности других потенциальных претендентов реализовать свое право на заключение договоров аренды на испрашиваемые земельные участки.
Согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Вместе с тем, принцип "эстоппель" не применим к спорным правоошениям, поскольку в настоящем деле с учетом установленных обстоятельств, это приведет к легализации ничтожной сделки, совершенной в нарушение явно выраженного законодательного запрета, посягающей на публичные интересы и права и законные интересы неопределенного круга лиц, т.е. фактически узаконит права ответчиков на спорные земельные участки в обход установленной законом публичной процедуры предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции также обращает внимание, что истец принял все зависящие от него меры к исправлению юридической ошибки, допущенной при предоставлении земельных участков ответчикам, направив им предложения о возвращении земельных участков арендодателю, проведения служебную проверку по вопросу незаконного распределения земельных участков с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поэтому доводы о злоупотреблении правом со стороны истца подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нельзя признать решение законными и обоснованными.
Кроме того, нельзя признать состоятельными доводы ответчиков о добросовестности, поскольку ответчики при совершении сделок при должной внимательности и осмотрительности не лишены были возможности проверить соблюдение предусмотренной законом процедуры предоставления земельных участков, учитывая ее публичный характер и открытость доступа к нормативно-правовым актам, регламентирующим ее проведение, и усомниться в праве арендодателя на заключение договоров аренды.
Кроме того, из выписок из ЕГРН на спорные земельные участки следует, что земельные участки образованные из земельного участка с кадастровым номером 10:12:0010503:12, располагаются в границах зоны с реестровым номером 10:00-6.71 от 15.02.2016, ограничения на использование которой установлены п. 12 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" - запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ, тип - запретная зона при военном складе.
В соответствии с п. 2 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретная зона является территорией с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (п. 4 Положения).
В силу п. 12 указанного Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной юны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (п. 15 Положения).
Сведения об ограничении права в виде зоны с особыми условиями использования территории - запретной зоны военного объекта внесены в ЕГРН в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами до заключения договоров аренды.
Указанные ограничения прав являются действующими, никем не оспорены и в установленном постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 порядке не сняты.
По смыслу приведенных нормативных положений и положений пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. пп. 6, 14.1 ст. 39.16, пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ указанные обстоятельства препятствуют предоставлению земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, как следует из приказа заместителя министра обороны РФ от 29.06.2015 N 639, из федеральной собственности в собственность Лахденпохского городского поселения подлежали передаче земельные участки с кадастровыми номерами 10:12:0010503:12 (общей площадью 42 070 кв. м) и 10:12:0010503:14 (общей площадью 40 718 кв. м).
Вместе с тем, 06.12.2016 в указанный приказ были внесены изменения приказом заместителя министра обороны РФ N 1032, в соответствии с которым из перечня передаваемых в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения земельных участков был исключен земельный участок с кадастровым номером 10:12:0010503:12.
С учетом указанных изменений составлен акт приема-передачи имущества от 21.03.2017 от ФГКУ "Северо-Западное территориальное имущественных отношений Министерства обороны РФ" в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения.
Таким образом, до снятия обременений в отношении ряда спорных земельных участков, установленных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", и в отсутствие бесспорных доказательств поступления в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 10:12:0010503:12, из которого были образованы спорные земельные участки предоставление этих земельных участков в аренду не отвечало требованиям п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ.
Допущенные нарушения норм права являются непреодолимыми и могут быть устранены путем отмены апелляционного определения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 марта 2021 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия
Председательствующий "данные изъяты"
Судьи "данные изъяты" "данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.