Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную 7 июня 2021 года кассационную жалобу Зверчуковой И.М. на решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 15 января 2021 года по административному делу N 2а-821/2021 по административному исковому заявлению Зверчуковой И.М. об оспаривании отказа территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - ТФОМС Удмуртской Республики) от 2 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного истца Чернышенко Н.В. и Евтушенко Т.С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зверчукова И.М. обратилась в ТФОМС Удмуртской Республики с заявлением о проведении проверки экспертизы качества медицинской помощи ее умершей матери Симуськовой Н.В. и уведомлении ее о результатах (л.д. 8, 9).
В ответе от 2 ноября 2020 года ТФОМС Удмуртской Республики указал, что по обращению административного истца проводится мултидисциплинарная экспертиза качества оказанной Симуськовой Н.В. медицинской помощи, но связи с отсутствием письменного согласия умершей на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, предоставить информацию о результатах проведенной экспертизы не представляется возможным (далее - ответ от 2 ноября 2020 года, л.д. 10).
Не согласившись с указанным отказом, Зверчукова И.М. оспорила его в судебном порядке.
Решением Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 15 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Зверчукова И.М. просит об отмене решения суда первой инстанции, указывая на нарушение ее прав, свобод и законных интересов в связи с отказом в ознакомлении с результатами проведенной экспертизы качества медицинской помощи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяющим правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, права и обязанности граждан, медицинских организаций, медицинских работников, а также компетенцию органов публичной власти в сфере охраны здоровья (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 вышеприведенного закона экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 3 статьи 64 Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, урегулированы Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 6 вышеприведенной статьи, экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Ранее действовавшим Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 28 февраля 2019 года N 36 (далее - Порядок) регламентированы вопросы проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Так, пунктом 35 названного порядка предусмотрены основания для проведения мультидисциплинарной целевой экспертизы качества медицинской помощи, в том числе в связи с получением жалобы от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи, оказанной специалистами разных профилей и (или) на разных уровнях оказания медицинской помощи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что испрашиваемые административным истцом результаты экспертизы качества медицинской помощи умершей Симуськовой Н.В. составляют врачебную тайну, в связи с чем не могли быть предоставлены административным ответчиком Зверчуковой И.М. в отсутствии согласия умершей на предоставление таких сведений.
С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В пункте 8 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в полномочия территориального фонда обязательного медицинского страхования входит обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Согласно пункту 80 Порядка предусмотрено, что в целях обеспечения прав на получение доступной и качественной медицинской помощи страховые медицинские организации, территориальные фонды информируют застрахованных лиц при их обращении о выявленных нарушениях в оказании медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, в том числе по результатам контроля (пункт 80).
При поступлении в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд жалобы застрахованного лица или его представителя на оказание медицинской помощи ненадлежащего качества результаты рассмотрения жалобы по итогам экспертизы качества медицинской помощи направляются в его адрес (пункт 81 Порядка).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенного правового регулирования, административный ответчик обязан был проинформировать Зверчукову И.М. о результатах экспертизы качества медицинской помощи ее умершей матери Симуськовой Н.В, поскольку запрашиваемые административным истцом сведения непосредственно затрагивают ее права, свободы и законные интересы.
В суде кассационной инстанции представители Зверчукову И.М. пояснили, что до настоящего времени административный истец о результатах мультидисциплинарной экспертизы не проинформирован.
Кроме того, судебными инстанциями не учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 13 января 2020 года N 1-П "По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой", согласно которым Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации не содержит положений, которые бы определяли после смерти пациента правовой режим доступа к информации о состоянии его здоровья и медицинской документации, в частности, его супруга (супруги), близких родственников, а также лица, указанного в информированном добровольном согласии пациента на медицинское вмешательство в качестве лица, которому в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, и каким должен быть объем сообщаемой информации, форма и сроки ее предоставления. Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме - предоставлять соответствующие электронные документы. При этом отказ в таком доступе может быть признан допустимым только в том случае, если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну.
Также судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о недоказанности обращения Зверчуковой И.М. с заявлением о предоставлении результатов проверки экспертизы качества оказания медицинской помощи, поскольку соответствующее заявление содержится в материалах административного дела (л.д. 8, 9).
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В связи с допущенными нарушениями норм материального права, постановленные по делу судебные акты подлежат отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 15 января 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики от 2 ноября 2020 года в отказе в предоставлении информации Зверчуковой И.М. о результатах проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи умершей Симуськовой Н.В.
Возложить на территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики обязанность ознакомить Зверчукову И.М. с результатами экспертизы качества оказания медицинской помощи умершей Симуськовой Н.В.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.