Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УМВД России по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2-2034/2021 по иску ФИО1 к УМВД России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 07.11.2012 года им было подано заявление для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов.
Распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 01.03.2013 г. N 6-11р он был принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с 07.11.2012 года.
Возложить на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязанность изменить дату постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01.03.2013 года на 07.11.2012 г.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 марта 2021 г. исковые требования исковые требования ФИО1 к УМВД России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, - удовлетворены.
Суд постановил:"Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как за сотрудником, принятым на учёт с 07.11.2012, обязав УМВД России по Оренбургской области изменить дату постановки ФИО1 на учёт для получения единовременной социальной выплаты на 07.11.2012.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июня 2021 г. решение Ленинского районного суда г, Оренбурга от 24 марта 2021 года отменено в части возложения обязанности на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области изменить дату постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты на 07 ноября 2012 года, принято в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Это же решение изменено, изложен абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: "Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - с 07 ноября 2012 года".
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05 августа 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июня 2021 г. оставлено без изменения, по кассационная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит суд отменить судебные постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не передавая дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом право на получение выплаты носит заявительный характер. При определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. При этом дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии о принятии (отказе в принятии) на учет не влияет на очередность предоставления социальной выплаты.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 07.11.2012 обратился с заявлением о постановке на учет, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N16 от 28.12.2012 ФИО1 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером 152.
Указанное решение комиссии утверждено распоряжением ответчика лишь 01.03.2013 г.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его соответствующего заявления и приложенных к заявлению документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии решением руководителя органа исполнительной власти.
При этом суд сослался на отсутствие доказательств того, что очередность сотрудников при формировании списка определена с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении очередности истца при постановке на учет в целях получения выплаты, поскольку истец имеет право состоять на данном учете с даты подачи заявления - 07.11.2012 г.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части возложения на ответчика обязанности изменить дату постановки на учет ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 07.11.2012 г, указав, что поскольку комиссией решение о постановке ФИО1 на учет, оформленное протоколом N16 от 28.12.2012 г, вынесено в установленный двухмесячный срок со дня подачи заявления, на момент утверждения его распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 01.03.2013 г. N 6-11р Правила не предусматривали срок, в течение которого такое решение должно быть принято, у суда первой инстанции отсутствовали основания для изменения даты постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В целях проверки иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, принял в качестве нового доказательства по делу справку заместителя начальника ООТО-начальника ОИЗОиСО ООТО УМВД России по Оренбургской области от 08.06.2021 г, а также сведения из базы данных подсистемы "Соцвыплаты".
Согласно списку лиц, поставленных на учет для получения единовременной выплаты, ФИО1 стоит в очереди под N 99 (дата подачи заявления 07.11.2012г.), выше истца находятся несколько лиц с датой подачи заявления позже него: под N 75 ФИО2 (дата подачи заявления 10.12.2012г.), под N 74 ФИО3 (дата подачи заявления 15.11.2012г.), под N 73 ФИО4 (дата подачи заявления 18.01.2013г.) и другие.
Из сообщения заместителя начальника ООТО - начальника ОИЗОиСО ООТО УМВД России по Оренбургской области от 08.06.2021 г. следует, что, в том числе, вышеперечисленные лица с датой подачи заявления после 07.11.2012 г, но поставленные на учет ранее, принимались на учет иными учреждениями, входящими в систему органов внутренних дел на дату принятия решения, а именно ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области, то есть нахождение указанных лиц в единой очереди ранее истца связано с тем, что решение о принятии их на учет принималось комиссией иных учреждений и утверждено ими раньше, чем в отношении истца.
Сопоставляя даты подачи заявлений и порядковые номера в очереди на получение единовременной социальной выплаты предшествующего и последующих лиц, суд апелляционной инстанции установил, что сотрудники ОВД, обратившиеся позднее истца, и в отношении которых решение о принятии на учет утверждено раньше 01.03.2013г, в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты имеют преимущество перед истцом.
Суд второй инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что действия ответчика по постановке истца в очередь на получение единовременной социальной выплаты, исходя из даты утверждения протокола комиссии - 01.03.2013 г, без учета стажа службы сотрудника и даты подачи заявления, нарушают права последнего на своевременное получение единовременной социальной выплаты, поскольку в силу пункта 31 Правил, данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет, а также ставят истца в зависимость от усмотрения ответчика относительно периода времени для принятия такого распоряжения.
Между тем, суд апелляционной инстанции изменил решение суда в части, исходя из того, что, определяя дату, с которой истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции не указал на действия, связанные с этой датой, в связи с чем дополнил резолютивную часть решения указанием на данные действия - с даты подачи заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Доводы кассационной жалобы о том, что суды необоснованно признали за истцом право на получение единовременной социальной выплаты как сотрудника, принятого на учет с даты подачи заявления, выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не являются.
Оснований для отмены решения в неотменённой части, апелляционного определения по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу УМВД России по Оренбургской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.