Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Дроновой Татьяны Викторовны (далее Дронова Т.В.), действующей в интересах Ахмедова Алишера Абдуманоновича (далее Ахмедов А.А.), на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Брянска от 17 марта 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 08 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ахмедова А.А.
установил:
постановлением судьи Советского районного суда города Брянска от 17 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 08 апреля 2021 года, гражданин Республики Таджикистан Ахмедов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Дронова Т.В, действующая в интересах Ахмедова А.А, просит судебные акты отменить с прекращением производства по делу. Указывает на неправильную оценку судебными инстанциями обстоятельств дела. Полагает, что событие административного правонарушение отсутствует, поскольку Ахмедов А.А. въехал на территорию Российской Федерации 11 февраля 2020 года, находился на законных основаниях на территории Российской Федерации в течение 90 суток, срок нахождения продлен до 15 июня 2021 года включительно в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ахмедова А.А. к административной ответственности) предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно положениям пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визыили срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения Ахмедова А.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением судьи районного суда послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 16 марта 2021 года обстоятельства, согласно которым 16 марта 2021 года в 15 часов 10 минут в ходе проверки документов по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики Таджикистан Ахмедов А.А, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (период пребывания с 04 апреля 2018 года по 03 июля 2018 года).
Судебная инстанция, рассматривающая жалобу защитника Дроновой Т.В. на постановление судьи районного суда о назначении административного наказания, с выводами, изложенными в судебном акте, согласилась.
Между тем при рассмотрении дела судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Противоправность деяния Ахмедова А.А, как она установлена по данному делу и изложена в протоколе об административном правонарушении, состоит в нарушении им требований статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ и выразилась в действиях лица, связанных с уклонением от выезда с территории Российской Федерации по истечении срока пребывания (03 июля 2018 года).
Как следует из содержания постановления судьи районного суда в основу выводов о виновности Ахмедова А.А. судьей положены письменные материалы дела, а именно: рапорт ст. УУП ОУУП и ПДН УМВД России по городу Брянску от 16 марта 2021 года (л.д. 3); объяснения Ахмедова А.А. от 16 марта 2021 года (л.д. 6); копия паспорта гражданина Республики Таджикистан N 672685, сроком действия с 12 августа 2013 года по 12 августа 2018 года (л.д. 8); сведения СПО "Мигрант-1", в которых в числе прочих имеется указание о выезде Ахмедова А.А. 04 июня 2019 года через КПП выезда - Домодедово (л.д. 9); сведения АС ЦБДУИГ на Ахмедова А.А. по состоянию на 16 марта 2021 года, в содержании которых имеются данные о въезде Ахмедова А.А. 09 июля 2019 года (дата постановки на миграционный учет 12 июля 2019 года, принимающая сторона физическое лицо), въезде 08 ноября 2019 года с целью работы (принимающая организация ИП П.А.А..), дата постановки на учет 11 ноября 2019 года, планируемая дата убытия 05 февраля 2020 года (л.д. 14, оборот).
В жалобе на постановление судьи районного суда, поданной в Брянский областной суд, защитник Дронова Т.В, оспаривая обстоятельства совершенного Ахмедовым А.А. правонарушения, указывала о въезде Ахмедова А.А. на территорию Российской Федерации 11 февраля 2020 года, постановке его на миграционный учет 15 февраля 2020 года, что на момент вынесения обжалуемого постановления судьи районного суда (17 марта 2021 года) с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" исключало наличие в его действиях противоправного деяния.
Проверяя указанные доводы защитника и отказывая в удовлетворении жалобы, судья Брянского областного суда счел доказанным наличие в действиях Ахмедова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, придя к выводу об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
При этом в содержании судебного акта судья указал, что факт въезда Ахмедова А.А. на территорию Российской Федерации 11 февраля 2020 года опровергается письменными объяснениями Ахмедова А.А, данными в ходе производства по делу, отсутствием информации в центральном банке данных по учету иностранных граждан (АС ЦБДУИГ) о выезде Ахмедова А.А. из Российской Федерации после 03 июля 2018 года и его последующем въезде в Российскую Федерацию, а сведения о его въезде 11 февраля 2020 года, содержащиеся в АС ЦБДУИГ, не содержат данных о миграционной карте или иных документах, подтверждающих данный факт (л.д. 73).
Данные выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела и подпункту "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно которому на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено, в том числе течение сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания.
Указанные в жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, фактические обстоятельства имеют свое подтверждение в материалах дела.
Согласно данным АС ЦБДУИГ 11 февраля 2020 года Ахмедов А.А. въехал на территорию Российской Федерации, 15 февраля 2020 года был поставлен на миграционный учет, планируемая дата убытия - 11 ноября 2020 года, номер уведомления о прибытии 13/77О-О28/2О/ОО3222 (л.д. 61).
Вопреки изложенному в судебных актах, в том числе решении вышестоящей инстанции, сведения СПО "Мигрант-1" содержат указание о выезде Ахмедова А.А. 04 июня 2019 года через КПП выезда - Домодедово (л.д. 9); информация АС ЦБДУИГ на Ахмедова А.А. по состоянию на 16 марта 2021 года имеет данные о въезде Ахмедова А.А. 09 июля 2019 года (дата постановки на миграционный учет 12 июля 2019 года, принимающая сторона физическое лицо), въезде 08 ноября 2019 года с целью работы (принимающая организация ИП П.А.А..), дата постановки на учет 11 ноября 2019 года, планируемая дата убытия 05 февраля 2020 года (л.д. 14, оборот).
Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии оснований для выводов судебных инстанций о наличии в действиях Ахмедова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда города Брянска от 17 марта 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 08 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Ахмедова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Дроновой Т.В, действующей в интересах Ахмедова Алишера Абдуманоновича, удовлетворить.
Постановление судьи Советского районного суда города Брянска от 17 марта 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 08 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Ахмедова Алишера Абдуманоновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Освободить гражданина Республики Таджикистан Ахмедова Алишера Абдуманоновича, 18 мая 1984 года рождения, из Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации.
Направить постановление для исполнения в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.