город Майкоп |
2 июля 2001 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т. А., судей Кулинченко О. М., Купина В. А.,
с участием представителя стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Республики Адыгея, Жукова А. Х.- главы местного самоуправления Хатукайского сельского округа, представителя стороны, издавшей оспариваемый акт, Бахтояровой О. И,- Председателя Совета народных депутатов Красногвардейского района,
руководствуясь статьей 101 (подпункт "б" пункта 2) Конституции Республики Адыгея, статьей 86, пунктом 1 статьи 87, статьей 88 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом заседании дело о разрешении спора о компетенции в вопросах формирования бюджета муниципального образования между местными органами государственной власти в лице Совета народных депутатов Красногвардейского района и органом местного самоуправления Хатукайского сельского округа.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Совета народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа о разрешении спора между Советом народных депутатов Красногвардейского района и Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа по вопросам формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования; установления местных налогов и сборов; принятия планов развития подведомственной территории.
Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся противоречие в позиции заявителя и Совета народных депутатов Красногвардейского района по компетенции органов местного самоуправления и местных органов государственной власти в вышеназванных вопросах.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Купина В. А., объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства по вопросам местного государственного управления Республики Адыгея - Мирошниченко Т. Н., от Министерства финансов Республики Адыгея - Гиш Е. И., исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея
установил:
1. Совет народных депутатов Красногвардейского района 23.03.2001 года принял постановление "О бюджете Красногвардейского района на 2001 год", установив источником доходной части районного бюджета местные налоги и сборы, взимаемые на территории района, и Хатукайского сельского Совета в частности. По мнению Хатукайского сельского Совета народных депутатов, формирование бюджета муниципального образования местного самоуправления, установление местных налогов и сборов, принятие программ и планов развития подведомственной территории относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления, ибо иное, считает заявитель, противоречит статьям 130 - 132 Конституции Российской Федерации, статье 49 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", статьям 6, 35 - 43 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 5 - 8 Закона Российской Федерации "О финансовых основах местного самоуправления", статьям 8, 96 Конституции Республики Адыгея, статьям 7, 38 - 44 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении".
Таким образом, возник спор о компетенции между органом местного самоуправления - Советом народных депутатов Хатукайского сельского округа и местным органом государственной власти - Советом народных депутатов Красногвардейского района.
Исходя из того, что Конституция Российской Федерации в пункте "н" части 1 статьи 72 и Конституция Республики Адыгея в подпункте "н" пункта 1 статьи 54 относят установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления к вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея, предметом исследования Конституционного Суда Республики Адыгея по данному делу являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие вопросы оспариваемой компетенции, а также постановление Совета народных депутатов Красногвардейского района "О бюджете Красногвардейского района на 2001 год" от 23.03.2001 г.
2. Правовая позиция федерального законодателя по оспариваемым полномочиям местного самоуправления выражена в ряде федеральных законодательных актов. Так, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Данный конституционный принцип нашел свое развитие и подтверждение в ряде федеральных законов. В частности, Федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 49; пункты 1, 4 статьи 55), "Об общих принципах организации местного самоуправления" (пункт 3 части 1 статьи 6) относят к вопросам местного значения и к праву местного самоуправления: самостоятельно утверждать планы и программы социально-экономического развития муниципального образования; устанавливать местные налоги и сборы; формировать и исполнять местные бюджеты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 3 части 1 статьи 6" имеется в виду "пункт 3 части 2 статьи 6"
Порядок и пределы реализации данных полномочий установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, где в статье 15 определяется исчерпывающий перечень местных налогов и сборов. Бюджетный кодекс Российской Федерации в статьях 10 и 14 определяет местные бюджеты, входящие в единую структуру бюджетов Российской Федерации, как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в частях 1, 2 статьи 5, части 1 статьи 7, пункте 1 части 1 статьи 8 установлено, что каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, формирование и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Одним из источников собственных доходов местных бюджетов являются местные налоги и сборы, которые устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Наличие собственных источников доходов местного бюджета, право органов местного самоуправления самостоятельно определять расходование средств местного бюджета являются основным содержанием правового принципа самостоятельности местных бюджетов, который закреплен в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Правовому статусу местных органов государственной власти и органов местного самоуправления посвящены статья 8 раздела I, статьи 92, 93, 94, 95, 96 главы 6 раздела III Конституции Республики Адыгея.
Начиная с 1993 года, в Республике Адыгея были приняты и действуют Законы Республики Адыгея: "О местном самоуправлении", "О городском, районном Собрании представителей". Это позволяет сделать вывод, что наряду с органами местной государственной власти в районах и городах республиканского значения законодательством Республики Адыгея предусматривается создание и функционирование органов местного самоуправления.
Системный анализ правового регулирования статуса местных органов государственной власти и местного самоуправления Республики Адыгея свидетельствует о том, что на момент обращения в Конституционный Суд Республики Адыгея они рассматриваются законодателем как самостоятельные органы, наделенные собственными полномочиями.
4. Согласно статье 94 Конституции Республики Адыгея районный Совет народных депутатов утверждает районный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программу социального развития района. Данная конституционная норма получила развитие в пунктах 2, 3, 6 статьи 8 Закона Республики Адыгея "О городском, районном Собрании представителей".
Однако указанные положения необходимо рассматривать с учетом других положений Конституции Республики Адыгея, в частности, статьи 8, закрепляющей принцип самостоятельности в пределах своих полномочий, запрет на вмешательство в законную деятельность органов местного самоуправления.
Данные конституционные принципы организации местного самоуправления получили свое развитие в Законе Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (пункты 3, 5, 7 части 1 статьи 7). Законодатель относит к полномочиям представительного органа местного самоуправления установление местных налогов и сборов, утверждение бюджета местного самоуправления, принятие планов и программ социального развития подведомственной территории.
Согласно части 2 статьи 10 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" органы государственной власти не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права органов местного самоуправления.
Данные положения, содержащиеся в республиканских нормативных правовых актах, согласуются с общими принципами организации органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, а также с основополагающими принципами, закрепленными в Европейской хартии местного самоуправления.
Присвоение вышеназванных функций районным Советом народных депутатов означает, что сельский округ (сельские поселения), на территории которых функционирует местное самоуправление, фактически становятся подразделениями местной государственной власти, что не соответствует Конституции Республики Адыгея (статья 8).
Реализуя конституционный принцип самостоятельности и невмешательства в деятельность органов местного самоуправления, законодатель в императивной форме определяет обозначенный перечень вопросов как исключительную компетенцию органа местного самоуправления (статья 9 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении"), в данном случае Совета народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа.
В результате анализа нормативной правовой базы Республики Адыгея, регулирующей компетенцию местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в вопросах установления местных налогов и сборов, обнаружилась неопределенность законодательного регулирования в отношении полномочий как представительных органов местной государственной власти, так и представительных органов местного самоуправления в вопросах установления местных налогов и сборов, порядка их зачисления в районный бюджет и бюджет местного самоуправления, в определении размеров межбюджетных нормативных отчислений собираемых налогов. Данную неопределенность не устраняют и положения части 1 статьи 39 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении", которая определяет, что одним из источников доходной части бюджета муниципального образования являются отчисления от налогов и сборов, устанавливаемых местными органами государственной власти Республики Адыгея. При этом законодатель не определяет понятие местных налогов и сборов, устанавливаемых местными органами государственной власти, и порядок нормативного распределения данного вида налогов и сборов.
Подобная несогласованность правового регулирования, возникшая в правовой системе Республики Адыгея, недопустима, поскольку создает трудности правоприменительной деятельности и ограничивает право органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
5. Исходя из содержания республиканского законодательства по вопросам полномочий местных органов государственной власти и местного самоуправления следует, что местные налоги и сборы, установленные постановлением Совета народных депутатов Красногвардейского района, по правовой природе относятся к компетенции органов местного самоуправления - Совета народных депутатов Хатукайского сельского округа - и могут быть источниками формирования только консолидированного бюджета Красногвардейского района (часть 9 статьи 1 Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея"), являясь при этом источником доходной части местного бюджета Хатукайского сельского округа (пункт 3 части 10 статьи 23 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении").
Совет народных депутатов Красногвардейского района как орган местной государственной власти, формируя и утверждая бюджет района, имеет право вводить на территории района только те местные налоги и сборы, взимаемые на территории Хатукайского сельского округа, которые в рамках отдельного нормативного правового акта Совета народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа переданы в ведение местных органов государственной власти Красногвардейского района (пункт 10 части 10 статьи 23 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении"), Нормативного правового акта о передаче полномочий местного самоуправления Хатукайского сельского округа Совету народных депутатов Красногвардейского района в вопросах установления местных налогов и сборов, утверждения бюджета местного самоуправления, принятия планов и программ социального развития подведомственной территории нет.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 71, статьями 72, 73, частью 1 статьи 88, статьей 89 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея
постановил:
1. Установление местных налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования; формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования; принятие планов и программ социально-экономического развития сельского округа относятся к компетенции Совета народных депутатов Хатукайского сельского округа.
2. Согласно части 2 статьи 89 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" признание отдельных положений постановления Совета народных депутатов Красногвардейского района "О бюджете Красногвардейского района на 2001 год" как не соответствующих его компетенции, является основанием их отмены.
3. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Республики Адыгея" и республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 2 июля 2001 г. N 3-П "По делу о разрешении спора о компетенции между Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципального образования"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2001 г. N 1