Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Охотникова Л.С. (далее Охотников Л.С.) на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 01 сентября 2020 года, определение судьи Калужского областного суда от 19 января 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Охотникова Л.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 01 сентября 2020 года индивидуальный предприниматель Охотников Л.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением судьи Калужского областного суда от 19 января 2021 года было отказано в удовлетворении ходатайства Охотникова Л.С. о восстановлении срока обжалования постановления судьи районного суда от 01 сентября 2020 года.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Охотников Л.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных по делу, считая их незаконными. Полагает необоснованными выводы судьи областного суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленного ходатайства. Считает, что не был извещен судьей районного суда о времени и месте рассмотрения дела.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 названного Кодекса, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Как усматривается из материалов дела копия постановления судьи районного суда направлена лицу, в отношении которого ведется производство по делу, Охотникову Л.С. по адресу: город Калуга, улица Стеклянников Сад, дом 41А, квартира 1, указанному в процессуальных документах в качестве адреса регистрации (л.д. 25-27, 11, 12). Данное почтовое отправление не получено адресатом и возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Пунктом 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 названного Кодекса, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, добровольно отказалось от реализации своих процессуальных прав, не приняв меры по своевременному получению почтового отправления по адресу, указанному им в ходе производства по делу в качестве места жительства.
Жалоба на постановление судьи районного суда от 01 сентября 2020 года подана Охотниковым Л.С. 22 декабря 2020 года, то есть с пропуском определенного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока (л.д. 38, оборот, 39, 48).
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования, судья областного суда пришел к выводу о том, что данных, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих подаче жалобы в установленный законом срок, не имеется.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Оснований не согласиться с выводами судьи областного суда, изложенными в определении от 19 января 2021 года, не имеется, они сделаны с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержащихся в ходатайстве доводов.
Доводы о неполучении Охотниковым Л.С. копии решения судьи районного суда, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося судебного акта и содержащихся в нем выводов. Обстоятельств, объективно препятствующих Охотникову Л.С. своевременно получить направленную в его адрес корреспонденцию, не имелось и в настоящей жалобе также не приведено.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417.
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности на территории Калужской области в связи с осуществлением мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции введен с 09 часов 17 марта 2020 года по 24 часа 31 августа 2020 года постановлением Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200.
Пунктами 8.5, 8.5.3.1 Правил на территории Калужской области с 00 часов 28 марта 2020 года по 24 часа 31 июля 2020 года временно приостановлена работа торговых, торгово-развлекательных центров и иных объектов розничной торговли.
Согласно пункту 7.10 постановления Правительства Калужской области N 200 граждане при нахождении в местах приобретения товаров, работ, услуг организаций, чья деятельность не приостановлена, обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания - медицинские маски, респираторы и иные, их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
Из материалов дела следует, что 16 июля 2020 года в 11 часов 50 минут по адресу: "адрес" в помещении магазина " "данные изъяты"" в нарушение пунктов 8.5, 8.5.3.1, 7.10 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 индивидуальный предприниматель Охотников Л.С. допустил обслуживание граждан - потребителей товаров без использования ими и обслуживающим персоналом средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Охотникова Л.С. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводу жалобы, судьей районного суда в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу, 21 августа 2020 года направлено извещение, в котором указаны дата и время рассмотрения судебного заседания, назначенного на 01 сентября 2020 года в 15 часов 30 минут (л.д. 20, 21).
В связи с неполучением адресатом, почтовое извещение 31 августа 2020 года возвращено в Калужский районный суд Калужской области.
Таким образом, извещение было направлено Охотникову Л.С. по адресу места регистрации, что согласуется с требованиями частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются, в том числе путем направления заказного письма с уведомлением о вручении. Уклонение лица, в отношении которого ведется производство по делу, от получения почтовой корреспонденции не свидетельствует о нарушении судьей районного суда требований процессуальных норм.
Доводы жалобы не опровергают наличие в деянии Охотникова Л.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие Охотникова Л.С. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Охотникова Л.С. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Охотникову Л.С. в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 01 сентября 2020 года, определение судьи Калужского областного суда от 19 января 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Охотникова Л.С, оставить без изменения, жалобу Охотникова Л.С. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.