Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осадчего С.В, судей Субботина А.А, Поспелова Д.Г, при секретаре Резвовой Т.А, с участием прокурора Кротова А.В, осужденного Бурнышева С.К, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи материалы уголовного дела по кассационной жалобе осуждённого Бурнышева С.К. о пересмотре приговора Краснокамского городского суда Пермского края от 3 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 1 октября 2020 года в отношении
Бурнышева Станислава Константиновича, родившегося "данные изъяты" года, несудимого, осуждённого по ч.4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев с установлением ограничений и возложением обязанности.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
В соответствии с п. "а" ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания Бурнышева С.К. под стражей с 17 апреля 2020 года до вступления приговора в законную силу зачтено в срок отбывания наказания из расчета один день за один день.
В счет возмещения материального ущерба с Бурнышева С.К. в пользу "данные изъяты" взыскано 12 900 рублей.
В счет компенсации морального вреда с Бурнышева С.К. в пользу "данные изъяты" взыскано 200 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 1 октября 2020 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Субботина А.А, выслушав выступление осужденного Бурнышева С.К, мнение прокурора Кротова А.В, судебная коллегия
установила:
вышеуказанным приговором Бурнышев С.К. признан виновным и осужден за умышленное причинение "данные изъяты" тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено им 17 апреля 2020 года в п. Майский Пермского края, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осуждённый не соглашается с вынесенными в отношении него судебными решениями, считает назначенное наказание несправедливым, чрезмерно суровым, поскольку судом при его назначении не дана оценка всей совокупности обстоятельств, смягчающих наказание и отсутствию отягчающих обстоятельств, его личности, а также не учтено наличие у него отца, являющегося инвалидом "данные изъяты". Просит снизить срок наказания, исключить дополнительное наказание в виде ограничения свободы.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор г.Краснокамска Пермского края Третьяков М.В. просит приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, выслушав выступления сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Выводы суда первой инстанции о виновности Бурнышева С.К. в совершении установленного приговором преступления, основаны на достаточной совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.ст. 17, 88 УПК РФ.
В основу выводов о виновности Бурнышева С.К. в совершении вышеуказанного преступления суд первой инстанции обоснованно положил: показания осуждённого Бурнышева С.К, который вину в умышленном причинении "данные изъяты" тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, признал полностью, не отрицал, что смерть наступила от его действий в результате возникшего конфликта, показания свидетелей "данные изъяты" которые указали на нанесение осужденным удара локтем по лицу потерпевшего, а затем четырех ударов кулаками по голове последнего, отчего "данные изъяты" упал с лестницы, а Бурнышев С.К. нанес потерпевшему удары ногой по голове и правому боку.
Показания осужденного и свидетелей обвинения, приведенные в приговоре, последовательны, взаимно дополняют друг друга, не содержат существенных противоречий, способных повлиять на вывод суда о виновности осужденного Бурнышева С.К. в совершении преступления.
Указанные доказательства подтверждаются: протоколом осмотра места происшествия от 17 апреля 2020 года, в ходе которого на лестничном пролете общежития по адресу: "данные изъяты", обнаружены многочисленные пятна и капли вещества красно-бурого цвета (т. 1 л.д. 8-17), протоколом выемки от 17 апреля 2020 года и протоколом осмотра предметов от 26 мая 2020 года, из которых следует, что у Бурнышева С.К. изъята пара мужских кроссовок, джинсы, футболка, олимпийка, на кроссовках, джинсах, олимпийке имеются следы вещества бурого цвета (т. 1 л.д. 34-41, 172-175), заключением эксперта N 299 от 26 мая 2020 года, согласно которого на куртке, джинсовых брюках, кроссовках обнаружены следы крови, принадлежащие "данные изъяты" (т. 1 л.д. 230-239), заключением судебно-медицинской экспертизы N252 от 22 мая 2020 года, из которого следует, что смерть "данные изъяты" наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы в виде ушиба ствола головного мозга, двусторонних субдуральных гематом (справа 75 мл, слева 80 мл), диффузного субарахноидального кровоизлияния, гемосинусита (2 мл в основной пазухе); параорбитальных гематом слева и справа с переходом на правую щечную и правую скуловую области; кровоподтеков спинки носа, левой ушной раковины и левой заушной области; ссадин теменно-височной области справа, лобно-теменной области по центру, теменно-височной области слева, левой височной области (2), правой бровной дуги, правой скуловой и щечной областей (3), спинки носа, в области угла нижней челюсти слева; ушибленных ран слизистой верхней и нижней губы; закрытая черепно-мозговая травма, повлекшая смерть "данные изъяты" квалифицируется как тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни; закрытая черепно-мозговая травма, судя по характеру и морфологическим свойствам, образовалась от ударных воздействий твердого/-ых тупого/-ых предмета/-тов незадолго (десятки минут - часы) до поступления в лечебное учреждение; смерть "данные изъяты" зафиксирована 17 апреля 2020 года в 23:55 (т.
1 л.д. 191-205).
Выводы экспертов сомнений не вызывают, поскольку они обладают специальными познаниями, экспертизы проведены с соблюдением процессуальных норм, а их результаты правильно оценены, как согласующиеся с иными исследованными судом доказательствами.
Таким образом, выводы суда о квалификации действий Бурнышева С.К. по ч.4 ст.111 УК РФ - как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, судебная коллегия признает обоснованными.
Назначая наказание, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст.ст. 6, 43, 60, ч.1 ст.62 УК РФ.
Определяя вид и размер наказания, суд первой инстанции учёл характер и степень общественной опасности преступления, принял во внимание личность виновного, его состояние здоровья, смягчающие наказание обстоятельства, которыми признаны и учтены: явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, противоправность и аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных в качестве смягчающих наказание ст. 61 УК РФ, но не учтенных судом при постановлении приговора, не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, наличие отца-инвалида не является обстоятельством, подлежащим обязательному учету в качестве смягчающего наказание, и само по себе не является безусловным основанием для снижения назначенного наказания.
Вид назначенного осуждённому основного наказания в виде лишения свободы, надлежащим образом мотивирован в приговоре со ссылкой на характер и степень общественной опасности содеянного.
Необходимость назначения дополнительного наказания Бурнышеву С.К, предусмотренного санкцией ч.4 ст.111 УК РФ, судом надлежащим образом мотивирована.
Основания неприменения ст. 64 УК РФ судом указаны, и они являются верными. Никаких исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не имеется.
С учетом фактических обстоятельств преступления, степени его общественной опасности и личности осужденного следует согласиться и с выводами суда об отсутствии оснований для применения положений ч.6 ст.15, ст.73 УК РФ.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что оснований полагать, что назначенное Бурнышеву С.К. наказание является несправедливым, не имеется.
Вид исправительного учреждения судом определён верно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Гражданские иски потерпевшей о взыскании с осуждённого в её пользу компенсации морального вреда и причиненного материального ущерба разрешены судом в соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1064, 1094, 1099-1101 ГК РФ. При определении размера компенсации морального вреда суд, руководствуясь критериями разумности и справедливости, учёл характер и степень нравственных страданий потерпевшей, причиненных ей смертью брата, степень вины подсудимого.
Судом апелляционной инстанции проверка законности и обоснованности приговора проведена согласно нормам уголовно-процессуального закона. Апелляционное определение отвечает положениям ст. 389.28 УПК РФ, содержит мотивы принятого решения.
Таким образом, каких-либо существенных нарушений закона, которые повлияли на исход дела и являлись бы основаниями для отмены приговора и апелляционного определения, судами не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Краснокамского городского суда Пермского края от 3 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 1 октября 2020 года в отношении Бурнышева Станислава Константиновича оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Бурнышева С.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 471 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.