Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Лезиной Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-2025/2020 по иску Прокурора города Златоуста Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства", обществу с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-2" о возложении обязанности, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-2" на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21.12.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.04.2021.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Тепловой М.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц (далее также прокурор, истец) обратился в суд с иском к ответчикам муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее МКУ ЗГО "УЖКХ"), обществу с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-2" (далее также ООО "Коммунсервис-2") о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, расположенном у многоквартирного дома N "данные изъяты", наличие водонепроницаемого бетонного или асфальтового покрытия, ограничение бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее ТКО), расположенной по адресу: "данные изъяты", установлено, что указанная площадка не соответствует требованиям законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку не имеет водонепроницаемого покрытия и ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа (далее также ЗГО), утвержденному постановлением администрации ЗГО от 29.12.2018 N 589-П, площадка ТКО площадью 25 кв.м, включена в реестр (N 15) имеет асфальтированную поверхность, установлено 6 контейнеров объемом по 0, 75 куб.м. Площадка для сбора ТКО не передана в установленном порядке из муниципальной собственности в состав общего имущества собственников помещение в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором оборудована площадка накопления ТКО, не включен в состав земельного участка под многоквартирным домом. Площадка загрязнена, имеется сбор твердых отходов вне контейнеров. В адрес Главы ЗГО 21.04.2020 внесено представление об устранении допущенных нарушений. Никакие меры не приняты. ООО "Коммунсервис-2" как управляющая компания многоквартирного дома N "данные изъяты", должна оборудовать и содержать контейнерную площадку. Постановлением Администрации ЗГО от 31.07.2020 определено место накопления твердых коммунальных отходов, на управляющую компанию в течение 30 дней возложена обязанностью обеспечить обустройство контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определениями судьи от 03.07.2020, 13.10.2020 в деле в качестве третьих лиц привлечены: "Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа", ЖСК "ЗАРЯ".
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 21.12.2020 исковые требования удовлетворены частично: на ООО "Коммунсервис-2" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие водонепроницаемого покрытия и ограждения на площадке накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: "данные изъяты" в удовлетворении исковых требований к МКУ Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Коммунсервис-2" - без удовлетворения; принят отказ прокурора г. Златоуста от апелляционного представления на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21.12.2020 и апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора города Златоуста на указанное решение прекращено.
В кассационной жалобе ООО "Коммунсервис-2" просит отменить вынесенные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Прокуратура Челябинской области направила в суд возражения на кассационную жалобу, в которых указала на законность и обоснованность судебных актов.
Иные лица в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, не просили об отложении рассмотрения дела. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты а, б, г).
В силу подпункта ж пункта 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании подпункта д(2) пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В пункте 26 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Судами установлено, что управление многоквартирным домом N "данные изъяты" осуществляет управляющая компания ООО "Коммунсервис-2" в соответствии с договором управления многоквартирным домом N 08/18 от 01.01.2018.
Прокуратурой г. Златоуста 20.04.2020 проведено обследование места (площадки) для сбора ТКО по адресу: "данные изъяты", по итогам которого установлено, что площадка расположена рядом с многоквартирным домом "данные изъяты", твердого водонепроницаемого покрытия не имеет, на момент обследования на площадке находилось 6 пластиковых контейнеров с крышками каждый объемом 1, 1 куб.м; переполнения контейнеров нет, рядом с контейнерами складирован крупногабаритный мусор.
В реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ЗГО, утвержденный постановлением администрации ЗГО от 29.12.2018 N589-П, за N 15 в включена площадка для сбора ТКО по адресу: "данные изъяты", площадь 25 кв.м, покрытие - асфальтированное, собственник площадки - муниципальное образование ЗГО. Постановлением администрации ЗГО от 03.07.2020 N 261-П/АДМ внесены изменения в данный реестр, определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, собственником места накопления ТКО по адресу: "данные изъяты", указаны собственники помещений данного МКД.
30.07.2020 комиссионно проведено обследование места (площадки) для сбора ТКО по адресу: "данные изъяты", в ходе которого с учетом географических координат площадки, указанных в реестре мест (площадок) накопления ТКО, определено местонахождение площадки - 20 м от МКД до места сбора ТКО. Постановлениями администрации ЗГО от 31.07.2020 N 308-П/АДМ, 310-П/АДМ, 307-П/АДМ, 309-П/АДМ для многоквартирных домов N "данные изъяты" определены географические координаты мест (площадок) накопления ТКО; на управляющие компании ООО "Коммунсервис-2", ООО "УК "Таганай" возложена обязанность в течение 30 дней обеспечить обустройство контейнерных площадок в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установив, что при содержании общего имущества многоквартирного дома "данные изъяты" надлежащим образом не исполняется обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО, лицом, ответственным за обустройство и содержание контейнерных площадок, является ООО "Коммунсервис-2", обязал указанного ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести площадку для накопления ТКО, расположенную по адресу: "данные изъяты" 9, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, а именно обеспечить наличие водонепроницаемого покрытия в местах (площадках) для накопления твердых коммунальных отходов и ограждения. Оснований для удовлетворения исковых требований к МКУ ЗГО "УЖКХ" суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, верно применив указанные нормы права, установив, что организация и содержание площадки для накопления ТКО является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, ООО "Коммунсервис-2" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: "данные изъяты", соответствующая обязанность указанным ответчиком не исполняется, пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к управляющей организации.
Ссылка ответчика на неверное применение судами норм материального права, указания на то, что в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", администрация ЗГО не обладает полномочиями по определению состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположена площадка накопления ТКО, находится в муниципальной собственности, следовательно, по мнению заявителя, обязанность по его содержанию несет орган муниципального образования, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании правовых норм.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Суды, верно применив положения статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанных выше Правил и Минимального перечня, с учетом установленных обстоятельств пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты", лежит на лице, осуществляющем управление жилым домом.
Суд апелляционной инстанции, давая оценку аналогичным доводам, также обоснованно отметил, что расположение контейнерной площадки на земельном участке за пределами придомовой территории многоквартирного дома не исключает несение управляющей организацией обязанности по ее надлежащему оборудованию и содержанию, действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения. Оснований для иной оценки указанных доводов и признания их подтверждающими неправомерность обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает.
Довод ООО "Коммунсервис-2" о том, что спорная площадка не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям в связи с недостаточным расстоянием до стены многоквартирного дома не принимается во внимание как необоснованный с учетом установленных судами обстоятельств определения координат местонахождения площадки для сбора ТКО, а также как не исключающий необходимости исполнения управляющей организацией обязанностей по надлежащему оборудованию и содержанию площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Необоснованными являются также доводы о не извещении судом апелляционной инстанции ответчика ООО "Коммунсервис-2" о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по мотиву не направления извещения о рассмотрении апелляционной жалобы представителю ООО "Коммунсервис-2" Перевозчикову А.Н.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Из материалов дела усматривается, что в адрес ООО "Коммунсервис-2" сопроводительным письмом Челябинского областного суда от 24.03.2021 направлено извещение о назначении судебного заседания в суде апелляционной инстанции по адресам, имеющимся в материалах дела, в том числе, по юридическому адресу организации (т.2, л.д. 49). Информация о назначении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобе размещена на официальном сайте Челябинского областного суда 23.03.2021 (т. 2, л.д. 47). В адрес суда вернулись уведомления о получении корреспонденции ООО "Коммунсервис-2" 30.03.2021 (т.2, л.д. 57, 58).
Кроме того, суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить, что нормами процессуального законодательства обязанность суда направлять извещения в адрес представителей по общему правилу не предусмотрена.
Таким образом, располагая сведениями о том, что ООО "Коммунсервис-2" надлежащим образом извещено о начавшемся процессе, с учетом размещения информации о движении дела на официальном сайте Челябинского областного суда, суд апелляционной инстанции правомерно, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика. Судом предусмотренная статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность известить участвующих в деле лиц выполнена, процессуальные права ООО "Коммунсервис-2" не нарушены. Соответствующие доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении ООО "Коммунсервис-2" не нашли свое подтверждение.
По существу рассмотренного спора доводы кассационной жалобы ответчика повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций... Судами приведенные сторонами доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в судебных актах мотивов, по которым они приняты или отклонены; выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормы права применены верно. Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21.12.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.04.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-2" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.