Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-266/2020 по иску Данилова Владислава Анатольевича к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права, признании действий и бездействия незаконными, признании решений недействительными, возложении обязанности, по кассационной жалобе Данилова Владислава Анатольевича на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Данилов В.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России по Чувашской Республике, Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - МВД по Чувашской Республике, УМВД по ЯНАО), в котором просил:
признать за истцом право состоять на учете в УМВД России по ЯНАО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет для получения указанной выплаты - с 10 октября 2012 года и стажа службы с сентября 2001 года, признать незаконными действия заместителя председателя ЦЖБК МВД по Чувашской Республике "данные изъяты" выразившиеся в отказе признать за Даниловым В.А. право состоять на учете в УМВД России по ЯНАО, МВД по Чувашской Республике на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, исходя из даты подачи заявления 10 октября 2012 года, но не позднее 2 месяцев с даты подачи заявления, стажа службы с сентября 2001 года, признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике по удержанию с 10 октября 2012 года до 12 марта 2013 года, 15 марта 2013 года без принятия соответствующего решения заявления Данилова В.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать незаконным бездействие жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике по предоставлению сотрудникам МВД по Чувашской Республике единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, состоящее в уклонении от рассмотрения по существу в период с 10 октября 2012 года по 16 апреля 2013 года заявления Данилова В.А. от 10 октября 2012 года о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, признать недействительным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике, оформленное выпиской из протокола N 5 заседания комиссии от 12 марта 2013 года и 15 марта 2013 года и утвержденное распоряжением МВД по
Чувашской Республике от 16 апреля 2013 года N 420-р, в части принятия Данилова В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 16 марта 2013 года, признать недействительным решение заседания комиссии УМВД России по ЯНАО по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, оформленное выпиской из протокола N 19 заседания указанной комиссии от 24 ноября 2017 года и утвержденное распоряжением УМВД России по ЯНАО от 24 ноября 2017 года N 169-р, в части принятия Данилова В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 16 апреля 2013 года, обязать УМВД России по ЯНАО и МВД по Чувашской Республике внести в книгу учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации сведения о принятии Данилова В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, исходя из даты подачи заявления - 10 декабря 2012 года и стажа службы с сентября 2001 года.
В обоснование исковых требований Данилов В.А. указал, что с сентября 2003 года по 31 июля 2017 года проходил службу в МВД по Чувашской Республике, с 01 августа 2017 года по настоящее время проходит службу в УМВД России по ЯНАО. 10 октября 2012 года им подано заявление и необходимые документы в жилищно-бытовую комиссию МВД по Чувашской Республике для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С момента подачи заявления длительное время решение комиссии не получал. После перевода для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по ЯНАО от сотрудников жилищно-бытовой комиссии узнал, что заявление о принятии на учет рассмотрено жилищно-бытовой комиссией МВД по Чувашской Республике с нарушением установленного законом двухмесячного срока, 12 марта 2013 года или 15 марта 2013 года. Также тогда истец узнал, что поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты с 16 апреля 2013 года. Таким образом, должностные лица жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике нарушили сроки постановки его в очередь, тем самым нарушив его право состоять в очереди исходя из даты подачи документов в жилищно-бытовую комиссию - 10 октября 2012 года, но не позднее 10 декабря 2012 года. В связи с указанными обстоятельствами он лишен права получить единовременную социальную выплату на приобретение жилья в 2020 году, когда будут проводиться выплаты сотрудникам, ставшим в очередь в 2012 году. Для восстановления нарушенных жилищных прав истец обратился в МВД России по Чувашской Республике, однако в этом истцу было отказано несмотря на то, что в ответе от 15 мая 2020 года заместитель председателя ЦЖБК МВД по Чувашской Республике признает факт нарушения срока рассмотрения документов на заседании жилищно-бытовой комиссии.
Полагает, что в отношении него были нарушены требования пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 N 1223, имело место бездействие, связанное с необоснованным отказом в восстановлении его нарушенных прав длительным рассмотрением жилищно-бытовой комиссией МВД по Чувашской Республике заявления, непредставлением сведений об издании акта о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение Тазовского районного суда от 11 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Данилова В.А. отказано.
В кассационной жалобе Данилов В.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу УМВД по ЯНАО просит оставить ее без удовлетворения.
Все участвующие в деле лица в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Данилов В.А. служит в органах внутренних дел Российской Федерации с 01 сентября 2001 года (копия справки).
10 октября 2012 года Данилов В.А. предъявил заявление и документы (выписку из похозяйственной книги, копию паспорта, справку о стаже, уведомление ЕГРП, акт проверки жилищных условий) для рассмотрения вопроса о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (копия справки, заявления с документами л.д. 7, 35-47).
В феврале 2013 года Данилов В.А. предъявил иные документы для рассмотрения заявления о принятии на учёт, в том числе выписку из похозяйственной книги от 27 февраля 2013 года, справку БТИ от 28 февраля 2013 года.
15 марта 2013 года заявление Данилова В.А. рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике, он принят на учёт для получения социальной выплаты (копия протокола л.д. 97-110).
16 апреля 2013 года распоряжением МВД по Чувашской Республике утверждено решение жилищно-бытовой комиссии по предоставлению истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
20 июля 2017 года приказом МВД России по Чувашской Республике N 923л/с Данилов В.А. переведён в ОМВД России по Тазовскому району ЯНАО, 21 октября 2017 года снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (копия выписки из приказа, протокола л.д. 62-65).
24 ноября 2017 года комиссией УМВД России по ЯНАО Данилов В.А. принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты в связи с переводом из МВД России по Чувашской Республике по дате постановки в очередь на получение единовременной социальной выплаты из МВД России по Чувашской Республике (распоряжение от 16 апреля 2013 года) (копия выписки из протокола N 19 л.д. 68).
Данилов В.А. обратился в жилищно-бытовую комиссию МВД России по Чувашской Республике, 15 мая 2020 года в ответ на обращение направлено уведомление об отсутствии оснований для изменения даты принятия на учёт (копия уведомления л.д. 10-12).
Данилов В. А. состоит в единой очереди на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников (пенсионеров) органов внутренних дел России, порядковый номер в очереди 19636, дата постановки на учёт (дата распоряжения) 16 апреля 2013 года, дата подачи заявления 10 октября 2012 года (выписка л.д. 120-121).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5, 10, 15, 20, 22, 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, пришел к выводу, что двухмесячный срок рассмотрения заявления Данилова В.А. о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения соблюдён, учитывая дату представления истцом дополнительных документов (выписка из похозяйственной книги от 27 февраля 2013 года, справка БТИ от 28 февраля 2013 года) к заявлению в феврале 2013 года. Согласно единой очереди сотрудников органов внутренних дел, Данилов В.А. состоит на учёте на получение единовременной социальной выплаты с указанием даты подачи заявления 10 октября 2012 года и даты принятия на учёт (даты распоряжения) 16 апреля 2013 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Признавая правильным вывод суда первой инстанции о том, что в отношении Данилова В.А. срок рассмотрения заявления не был нарушен, суд апелляционной инстанции указал, что Даниловым В.А, подавшим заявление о постановке на учет 10 октября 2012 года, вместе с заявлением был представлен неполный пакет документов, в связи с чем впоследствии он представил в жилищную комиссию справку МУП "БТИ", датированную 28 февраля 2013 года. Как следует из содержания заявления Данилова В.А. от 10 октября 2012 года, данный документ им вместе с заявлением представлен в жилищную комиссию не был. Этот факт самим Даниловым В.А. не оспаривался, в отсутствие справки БТИ жилищная комиссия была лишена возможности сделать выводы о соответствии жилищных условий истца требованиям, установленным частью 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции на основании дополнительно истребованных доказательств установлено, что согласно копии книги учета N 1 сотрудников ОВД на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Чувашской Республике за период с 18 июня 2012 года по 25 января 2013 года значится Данилов В.А. под номером 249. Также в книгу учета внесены сведения о стаже службы Данилова В.А, дате подачи им заявления, дате и номере протокола жилищно-бытовой комиссии, распоряжении, утвердившем этот протокол.
Суд апелляционной инстанции исследовав протоколы заседаний комиссии за период с 30 июля 2012 года по 21 марта 2013 года, установил, что 15 марта 2013 года рассмотрено 85 заявлений, поданных с 01 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года (протокол от 15 марта 2013 года N 5, утвержденным распоряжением от 16 апреля 2013 года N 420-р).
Судом апелляционной инстанции установлено, что при рассмотрении на заседании комиссии одновременно нескольких сотрудников очередность между ними определялась по стажу службы, а при наличии одинакового стажа - по дате подачи заявления. Заявление Данилова В.А. было принято 10 октября 2012 года, рассмотрено на заседании ЖБК 15 марта 2013 года (протокол N 5), утверждено распоряжением МВД по Чувашской Республике 16 апреля 2013 года (N 420-р). В указанном протоколе первым на рассмотрении значится сотрудник, стаж службы на момент подачи заявления (05 октября 2012 года) составил 27 лет 09 месяцев 05 дней. Перед Даниловым В.А. принят сотрудник, стаж службы на момент подачи заявления (04 октября 2012 года) составил 11 лет 00 месяцев 08 дней. В протоколе Данилов В.А. значится под номером 75, стаж службы на дату подачи заявления (10 октября 2012 года) - 10 лет 11 месяцев 27 дней. Последним был рассмотрен сотрудник, стаж службы на момент подачи заявления (06 ноября 2012 года) составил 10 лет 01 месяц 07 дней.
Из копии книги учета, представленной МВД по Чувашской Республике, следует, что в нее были внесены сведения о сотрудниках, подавших заявление позже истца, но указанные в книге учета ранее. Так, например, в книге учета под номером 209 значится "данные изъяты", обратившийся с заявлением о постановке на учет 06 ноября 2012 года, под номером 210 значится Данилов С.А, обратившийся с заявлением 25 октября 2012 года, под номером 211 значится "данные изъяты" подавший заявление о постановке на учет 13 ноября 2012 года.
Установив изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что жилищная комиссия исходила в первую очередь из стажа службы сотрудника, в то время как первоочередным критерием является дата подачи сотрудником заявления о постановке на учет. Между тем, данное обстоятельство не повлекло нарушения прав истца, и руководствуясь пунктом 22 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, указал, что решением комиссии УМВД России по ЯНАО о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД РФ, оформленным протоколом от 24 ноября 2017 года N 19, Данилов В.А. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты со дня принятия распоряжения МВД России по Чувашской Республике, утвердившего протокол заседания жилищной комиссии от 15 марта 2013 года N 5 - с 16 апреля 2013 года. Поскольку заявления сотрудников, поступившие в жилищную комиссию в период с 20 августа 2012 года по 29 декабря 2012 года, были рассмотрены на заседаниях жилищных комиссий, протоколы которых утверждены 16 апреля 2013 года, то внесение в книгу учета МВД по Чувашской Республике сведений о сотрудниках, подавших заявления позже истца, и вставших на учет ранее истца, не допущено, в связи с чем нарушения его прав не повлекло, поскольку протоколы по рассмотрению заявлений как истца, так и данных сотрудников были утверждены одной датой - 16 апреля 2013 года, а именно данная дата является датой постановки истца на учет в УМВД России по ЯНАО.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата) (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Во исполнение нормы части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 года N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно пункту 5 Правил в редакции от 30 декабря 2011 года принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (пункт 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, пункт 10 Правил).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 15 Правил в редакции от 30 декабря 2011 года).
Пункт 15 Правил в действующей редакции также предусматривает, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Министерством внутренних дел России разработаны методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления. Данные Методические рекомендации действовали в период возникновения спорных правоотношений. Однако на основании письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06 июля 2015 года N 1/5332 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 581 "О внесении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" постановлено не применять в системе МВД России Методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению.
Согласно приложению 4 к методическим рекомендациям предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений: до 1998 года предоставляются справки из бюро технической инвентаризации со всех мест регистрации по месту жительства сотрудников и членов его семьи, а с 1998 года предоставляются выписки из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ними по всей территории Российской Федерации.
По смыслу приведенных нормативных положений, реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер. При этом обязанность предоставления необходимых документов законом возложена на лицо, претендующее на такую выплату.
Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам МВД России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.
Поскольку одним из обязательных условий постановки сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты является отсутствие в собственности этого сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо того, в котором они зарегистрированы, и данное обстоятельство должно быть подтверждено документально сведениями соответствующих органов (до 1998 года - справкой из бюро технической документации, позже - выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие указанных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ условий для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, что не оспаривалось сторонами, Данилов В.А. предоставил справку БТИ 28 февраля 2013 года, заявление Данилова ВА. рассмотрено 15 марта 2013 года, 16 апреля 2013 года приказом МВД России по Чувашской Республике утвержден протокол комиссии и 16 апреля 2013 года истец поставлен на учет для предоставления единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суды пришли к правильному выводу о том, что в отношении Данилова В.А. срок рассмотрения заявления не был нарушен.
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из изложенного следует, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Установив, что датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти является 16 апреля 2013 года - распоряжение МВД по Чувашской Республике, которым утверждено решение жилищно-бытовой комиссии по предоставлению истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суды, вопреки доводам кассационной жалобы, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 апреля 2013 года на 10 декабря 2012 года.
Доводы кассационной жалобы истца, выражающие несогласие с выводами судов, со ссылкой на то, что заявление на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10 октября 2012 года должно было быть принято в течение 2 месяцев со дня принятия такого заявления, вместе с тем истец был поставлен лишь в очередь только 16 апреля 2013 года, что является нарушением пунктов 15 и 20 Правил N 1223; на момент подачи заявления документа в виде справки с БТИ никто не потребовал, и это не является виной истца; до 10 декабря 2012 года в отношении заявления должно было быть принято решение; дополнительные документы, их представление не могут свидетельствовать о начале течения срока по ранее поданному заявлению, в соответствии Правилами не требуется предоставление справки БТИ; справка МУП "БТИ" Ибресинского района от 28 февраля 2013 года содержала лишь сведения о собственнике жилого дома, указанного в справке, и об отсутствии у Данилова В.А. собственности по материалам МУП "БТИ" Ибресинского района, ранее к заявлению Данилов В.А. уже прилагал свидетельство о государственной регистрации права от 20 ноября 2009 года, где указан тот же собственник по объекту, указанной в справке БТИ; согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 28 августа 2012 года следует, что информация о правах Данилова В.А. на имевшиеся и (имеющиеся) на объекты недвижимого имущества отсутствует. Если собственником этого объекта стал бы Данилов В.А, это было видно в данном уведомлении, тем самым справка БТИ была излишне запрошена жилищно-бытовой комиссии и в этом не было необходимости, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и исследованных доказательств и правильности применения судами норм материального права.
Между тем иное понимание и толкование автором кассационной жалобы приведенных норм материального права не является основанием для отмены судебных постановлений. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Довод кассационной жалобы о том, что законом не предусмотрено продление сроков рассмотрения поданного заявления для постановки в очередь, до 10 декабря 2012 года должно было быть принято одно из решений, о постановке, либо об отказе, чего сделано не было, не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет. Между тем истцу была предоставлена возможность представить дополнительные документы, которой истец воспользовался и 16 апреля 2013 года истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из содержания судебных постановлений следует, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не усматривается.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Данилова Владислава Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.