Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-718/2020 по иску Турутина Александра Валентиновича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о включении периода работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Турутина Александра Валентиновича на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, письменных возражений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Турутин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Асбесте Свердловской области (далее по тексту - Управление) о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, при этом периоды работы по Списку N 2 сложить с "северным стажем" и учесть как "северный стаж" для назначения пенсии, применив для подсчета стажа, имевшего место до 1991 года, действовавшее на тот момент законодательство, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 22 июля 2019 года.
В обоснование исковых требований указал, что 24 июня 2019 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). Решением Управления от 05 июля 2019 года N 859059/19 в удовлетворении заявления истца отказано, льготный стаж по Списку N2 определен продолжительностью 07 лет 17 дней. По мнению пенсионного органа право истца на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ наступит по достижении им возраста 58 лет. Еще одним решением ответчика от 25 октября 2019 года отказано в удовлетворении его заявления от 24 июня 2019 года по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Он не согласен с указанными решениями Управления, полагая, что необоснованно не включены в его специальный стаж период прохождения им военной службы по призыву с 25 апреля 1983 года по 12 мая 1985 года, период работы с 14 июня 1982 года по 27 сентября 1982 года в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии N 39/82 Министерства геологии РСФСР, период работы с 22 октября 1986 года по 12 октября 1987 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ, а также период работы с 16 августа 1989 года по 16 августа 1990 года в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест. С учетом указанных периодов продолжительность специального стажа, по его мнению, составляет 16 лет 05 месяцев 24 дня. Кроме того, просит учесть при определении его права на досрочное назначение пенсии по старости наличие стажа работы в районах Крайнего Сервера и приравненных к нему местностях продолжительностью 04 года 10 месяцев 27 дней.
На основании изложенного и с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика включить вышеназванные спорные периоды в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, при этом периоды работы по Списку N 2 сложить с "северным стажем" и учесть как "северный стаж" для назначения пенсии, применив для подсчета стажа, имевшего место до 1991 года, действовавшее на тот момент законодательство, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 22 июля 2019 года. Так же истец просил суд взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 2 500 руб, по уплате государственной пошлины - 300 руб.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Турутина А.В. отказано.
В кассационной жалобе Турутин А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Турутин А.В, "данные изъяты" года рождения, обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением 24 июня 2019 года.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области от 05 июля 2019 года N 859059/19 (том 1 л.д.51) Турутину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Оценка пенсионных прав Турутина А.В. на досрочное пенсионное обеспечение проведена пенсионным органом по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Затем Управлением вынесено решение от 25 октября 2019 года N 859059/19, которым истцу также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом пенсионный орган проверял наличие у истца права на досрочное назначение пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 и пункта 6 части 1 статьи 32 с применением части 1 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях". Стаж истца по Списку N 2 учтен ответчиком продолжительностью 07 лет 00 месяцев 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - РКС) - 04 года 09 месяцев 04 дня, суммарный стаж работы в РКС (с применением правил о суммировании стажа в РКС со стажем по Спискам N 1 и N 2) - 12 лет 02 месяца 02 дня, указано, что право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" наступит у истца по достижении возраста 57 лет 06 месяцев (том 1 л.д. 54-57).
Копией военного билета подтверждается, что истец в период с 25 апреля 1983 года по 12 мая 1985 года проходил службу в армии.
Ответчик в стаж работ, предусмотренных Списком N 2, включил период прохождения истцом службы в Советской Армии с 25 апреля 1983 года по 12 мая 1985 года и учел его при подсчете стажа.
Поскольку период работы по Списку N 2 предшествовал и следовал за работой в ВЛКСМ, ответчик включил периоды работы истца секретарем комитета ВЛКСМ в период с 22 октября 1986 года по 12 октября 1987 года в стаж работ, предусмотренный Списком N 2, таким образом, период работы в комсомольской организации был учтен при подсчете продолжительности стажа по Списку N 2.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с 25 апреля 1983 года по 12 мая 1985 года, период работы с 22 октября 1986 года по 12 октября 1987 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, исходил из того, что период военной службы истца по призыву и его работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ учтены ответчиком при определении стажа работы по Списку N 2, однако оснований для учета этих периодов при оценке права истца на льготное пенсионное обеспечение по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не имеется, поскольку пенсионное законодательство такой возможности не предусматривает.
Судом установлено и из трудовой книжки истца следует, что он 14 июня 1982 года зачислен рабочим по 3 разряду в геофизическую партию N 39/82, 27 сентября 1982 года уволен по окончании практики в полевой партии (том 1 л.д.20).
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 14 июня 1982 года по 27 сентября 1982 года в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии N 39/82 Министерства геологии РСФСР, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", исходил из того, что в соответствии со Списком N 2 от 1956 года в раздел II "Геологоразведочные работы (поверхностные)" были включены работники, которые по характеру работы непосредственно заняты выполнением полевых геологоразведочных, топографо-геодезических и других геологических работ, а также рабочие, обслуживающие технологическое оборудование, при помощи которого производятся полевые геологические работы. Однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение им работ в полевых условиях. Профессия "рабочий 3 разряда" подразделом "а" рабочие раздела II "Геологоразведочные работы (поверхностные) (геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции)" Списком N 2 от 1956 года не предусмотрена.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы с 16 августа 1989 года по 16 августа 1990 года в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", исходил из того, что доказательств, подтверждающих работу истца в специальных условиях в указанный период, истцом не предоставлено. Из сведений, представленных ПАО "Ураласбест" (правопреемник комбината Ураласбест), изложенных в письме от 09 октября 2020 года, следует, что отсутствуют сведения об особом характере работы, условиях труда и возможности отнесения работы Турутина А.В, работавшего маркшейдером 2 категории топогеодезической группы отдела капитального строительства в период с 16 августа 1989 года по 16 августа 1990 года к одному из Списков, дающих льготы для назначения пенсии. Доказательств того, что работа Турутина А.В. была связана с нахождением во вредных условиях труда полный рабочий день в ПАО "Ураласбест" не имеется. Льготы в связи с работой во вредных условиях труда (повышенная оплата труда, дополнительный отпуск и т.д.) по должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы отдела капительного строительства не представлялись.
Отказывая в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. на 22 июля 2019 года у истца не имелось достаточного стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости с этой даты, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22 июля 2019 года не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что стаж Турутина А.В. по Списку N 2 с учетом включения в него периодов прохождения военной службы по призыву с 25 апреля 1983 года по 12 мая 1985 года (02 года 18 дней) и работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ с 22 октября 1986 года по 12 октября 1987 года (11 месяцев 21 день) составляет 07 лет 00 месяцев 17 дней, что с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" дает истцу право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, т.е. по достижении им возраста 58 лет.
Относительно права на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 "Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции указал, что общая продолжительность стажа Турутина А.В, выполнявшего работу, предусмотренную пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", составляет 04 года 02 месяца 14 дней, что подтверждается трудовой книжкой истца, выпиской из его индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истцом в рамках настоящего дела не оспаривалось.
Поскольку продолжительность стажа работы истца по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" меньше требуемой для назначения пенсии по данному основанию 12 лет 6 месяцев, при этом названной нормой в отличие от пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не предусмотрена возможность выхода на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, право на назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 указанного Закона у истца также отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, указал, что периоды работы (работа с тяжелыми условиями труда) суммируются с периодами работ (работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет. При этом такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа работы, предусмотренной в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), составит не менее 12 лет 6 месяцев. Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), не применяется в силу прямого указания на это в абзаце 3 пункта 3 Правил N 516.
Если суммировать периоды работы истца по Списку N 2 (07 лет 00 месяцев 17 дней) и периоды его работы по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ("полевые работы") (04 года 02 месяца 14 дней), общая продолжительность стажа составит 11 лет 03 месяца 01 день, что менее требуемых 12 лет 6 месяцев для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и также исключает возможность назначения истцу пенсии по указанному основанию.
Отклоняя доводы истца о наличии у него необходимого для досрочного назначения пенсии стажа работы в РКС, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 32, частью 1 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", указал, что в целях назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в том числе с работой по Списку N 2 и "полевыми работами"). При этом стаж работы истца в РКС составляет 04 года 09 месяцев 04 дня, стаж работы по Списку N 2 и по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", учтенный ответчиком при оценке права истца на льготное пенсионное обеспечение по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", составляет 07 лет 04 месяца 28 дней. При суммировании указанных периодов стаж работы истца при определении его права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет 12 лет 02 месяца 02 дня.
Отклоняя доводы истца о том, что при суммировании стажа работы в РКС со стажем работ по Списку N 2 и по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" общая продолжительность стажа работы в РКС составляет более 15 лет, что дает ему право на досрочное назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" по достижении возраста 55 лет 01 месяца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при суммировании указанных периодов льготной работы в целях досрочного назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не подлежат учету периоды его военной службы по призыву и работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ. При этом указал следующее.
Применив пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, суд апелляционной инстанции указал, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР может приравниваться к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подпункту "а", "б" или "в" (основания, аналогичные основаниям, предусмотренным пунктом 1, 2, 4 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), и исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям. Истец же (с учетом уточнения иска) претендует на назначение пенсии по иному основанию - в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Аналогичное основание было предусмотрено и постановлением N 590 - это подпункт "д" пункта 16, согласно которому на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При этом пункт 109 постановления N 590 не содержит положений, которые бы позволяли приравнивать периоды обучения или службы в армии к работе, предусмотренной подпунктом "д" пункта 16, то есть к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что не может быть учтен в стаж работы в РКС в целях досрочного назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы истца с 22 октября 1986 года по 12 октября 1987 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ, ссылаясь на тот же пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, указал, что работа истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ могла быть приравнена к работе в районах РКС в целях назначения льготной пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", если бы работе в комсомольском органе непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа в РКС. Между тем, как видно из трудовой книжки Турутина А.В. и им не оспаривалось, работе в должности секретаря комитета ВЛКСМ непосредственно предшествовала и за ней непосредственно следовала работа по Списку N 2, которая не осуществлялась в РКС.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 6 части 1 статьи 32, часть 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 2-4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пришел к выводу, что как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с зачетом только периодов трудовой деятельности (фактической работы). Правилами N 516 также предусмотрено суммирование только периодов фактической работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, и не предусмотрено суммирование периодов обучения и службы в армии, приравненных к работе по Спискам N 1 и N 2 по законодательству, действовавшему до 1 января 1992 года, а также работы на выборных должностях в партийных и комсомольских органах (постановление N 590).
Суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства прохождения истцом военной службы по призыву в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на данное обстоятельство истец в ходе рассмотрения дела не указывал.
С учетом изложенного, соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе в зачете спорных периодов прохождения военной службы по призыву и работы в комсомольском органе в стаж работы в целях досрочного назначения пенсии в связи с работой в РКС, суд апелляционной инстанции указал, что данные периоды учтены ответчиком при оценке права истца на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а предусмотренных законом оснований для их учета при оценке права истца на льготное пенсионное обеспечение по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не имеется.
Признавая верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в назначении досрочной страховой пенсии, суд апелляционной инстанции отметил, что продолжительность работы, необходимая для назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", у истца отсутствует, имеющаяся у истца продолжительность стажа работы по Списку N 2 дает ему право на назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 названного Закона по достижении возраста 58 лет (не ранее 22 июля 2022 года), а суммарный стаж работы в РКС (включая периоды работы по Списку N 2 и по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к данному Закону и пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", свидетельствует о наличии у истца права на назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" по достижении им возраста 57 лет 6 месяцев (не ранее 22 января 2022 года).
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии со Списком N 2 от 1956 года, подлежащим применению к спорным правоотношениям, раздел II "Геологоразведочные работы" подраздел "а" "Рабочие" правом на льготное пенсионное обеспечение обладают буровые рабочие, рабочие на обогащении, рабочие по обслуживанию энергетического оборудования на буровых.
Списком N 2 от 1956 года раздел I "Горные работы" подраздел 1 "Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности" пункт "б" "Инженерно-технические работники" предусмотрены главные (старшие) маркшейдеры и маркшейдеры.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку доказательств, отвечающих требованиям статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих условия и характер работы истца в период с 14 июня 1982 года по 27 сентября 1982 года в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии N 39/82 Министерства геологии РСФСР, а также в период работы с 16 августа 1989 года по 16 августа 1990 года в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест истцом не представлено, работодатель льготный характер работы с 16 августа 1989 года по 16 августа 1990 года в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест не подтверждает, суды пришли к правильному выводу об отказе в зачете в специальный стаж по Списку N 2 указанных периодов работы.
Выводы судов о том, что профессия "рабочий 3 разряда" подразделом "а" рабочие раздела II "Геологоразведочные работы (поверхностные) (геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции)" Списка N 2 от 1956 года не предусмотрена, соответствуют закону.
Выводы судов об отказе в зачете периода прохождения военной службы по призыву и периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ в стаж работы в РКС в целях досрочного назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости являются правильными и мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Турутина Александра Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.