Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-106/2021 по иску Кемпировой Ольги Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Кемпировой Ольги Васильевны на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на нее, поданных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кемпирова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кургане Курганской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указала, что решением УПФР в г. Кургане Курганской области от 24 января 2020 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Не соглашаясь с решением, указывала, что поскольку курсы повышения квалификации являются неотъемлемой частью производственного процесса, с временным отрывом от работы, за ней сохранялась работа, должность, средняя заработная плата по основному месту работы, указанные периоды подлежат зачету в соответствующий стаж. Ссылалась на то, что период работы с 14 мая 1993 года по 01 сентября 1993 года в должности медсестры в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 1" (далее - Кочубеевская ДЮСШ N 1) имел место в период действия постановления Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1957 года N 1397, согласно которому все медсестры, независимо от наименования, работавшие в детских садах, детских домах и других образовательных учреждениях, имели право на досрочную пенсию, отказ в зачете данного периода не обоснован. Поскольку указанное учреждение Кочубеевская ДЮСШ N 1 находится в сельской местности, период работы в нем подлежит включению в стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 2 месяца. Период работы с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года в должности старшей медсестры в детских яслях в Берестовицком РОНО полагала также подлежит зачету в льготном исчислении, т.к. работа осуществлялась в сельской местности. Просила период работы в должности палатной медсестры хирургического отделения зачесть в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев по Списку от 06 сентября 1991 года N 464.
Просила признать решение ответчика N 276582/19 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды курсов повышения квалификации с 03 декабря 2003 года по 24 декабря 2003 года, с 03 сентября 2008 года по 23 сентября 2008 года, с 05 сентября 2013 года по 17 сентября 2013 года, с 24 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, с 17 сентября 2018 года по 19 сентября 2018 года, с 08 октября 2018 года по 16 октября 2018 года, период работы с 14 мая 1993 года по 01 сентября 1993 года в должности медсестры в Кочубеевской ДЮСШ N 1 Ставропольского края в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 2 месяца, период работы с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года в должности старшей медсестры в детских яслях в Берестовицком Районном Отделе народного образования (далее по тексту РОНО) в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 2 месяца, период работы с 01 февраля 1991 года по 20 февраля 1991 года, с 05 марта 1991 года по 31 декабря 1991 года в Отделенческой больнице ст. Курган в должности палатной медсестры в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 апреля 2020 года.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от 24 января 2020 года N 276582/19 в части отказа Кемпировой Ольге Васильевне в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года в льготном исчислении, периодов с 03 декабря 2003 года по 24 декабря 2003 года, с 03 сентября 2008 года по 23 сентября 2008 года, с 05 сентября 2013 года по 17 сентября 2013 года, с 24 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, с 17 сентября 2018 года по 19 сентября 2018 года, с 08 октября 2018 года по 16 октября 2018 года в календарном исчислении.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) возложена обязанность включить Кемпировой Ольге Васильевне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности старшей медсестры в детских яслях в Берестовицком РОНО с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 2 месяца, курсы повышения квалификации с 03 декабря 2003 года по 24 декабря 2003 года, с 03 сентября 2008 года по 23 сентября 2008 года, с 05 сентября 2013 года по 17 сентября 2013 года, с 24 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, с 17 сентября 2018 года по 19 сентября 2018 года, с 08 октября 2018 года по 16 октября 2018 года в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) в пользу Кемпировой Ольги Васильевны взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Кемпирова О.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу УПФР в г. Кургане Курганской области просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кемпирова О.В. 22 октября 2019 года обратилась в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика от 24 января 2020 года N 276582/19 в установлении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не зачтены следующие периоды: с 14 мая 1993 года по 01 сентября 1993 года - медсестра в Кочубеевской ДЮСШ Ставропольского края, т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464; с 03 декабря 2003 года по 24 декабря 2003 года, с 03 сентября 2001 года по 23 сентября 2008 года, с 05 сентября 2013 года по 17 сентября 2013 года, с 24 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, с 17 сентября 2018 года по 19 сентября 2018 года, с 08 октября 2018 года по 16 октября 2018 года - курсы повышения квалификации, в соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516; периоды работы в должности старшей медсестры в детских яслях в Берестовицком Районном Отделе народного образования с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года, в должности палатной медсестры в хирургическом отделении в Отделенческой больнице ст. Курган с 01 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Из трудовой книжки истца следует, что Кемпирова О.В. с 12 октября 1989 года была принята на должность старшей медсестры в детских яслях в Берестовицком РОНО, в соответствии с приказом N 155-лс от 12 октября 1989 года, приказом от 25 декабря 1990 года N 160-лс уволена с 02 января 1991 года.
Указом Президиума Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики от 19 февраля 1947 года деревня Большая Берестовица Берестовицкого района Гродненской области переименована в городской поселок Большая Берестовица.
Согласно архивной справке Берестовицкого районного архива от 24 декабря 2019 года N 03-03/23, в документах архивного фонда Берестовицкого поселкового Совета депутатов и его исполнительного комитета в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы имеются сведения о заработной плате Рахматулиной (Кемпировой) О.В. за период с ноября 1989 года по январь 1991 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требование о включении в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении с 03 декабря 2003 года по 24 декабря 2003 года, с 03 сентября 2008 года по 23 сентября 2008 года, с 05 сентября 2013 года по 17 сентября 2013 года, с 24 сентября 2013 года по 04 октября 2013 года, с 17 сентября 2018 года по 19 сентября 2018 года, с 08 октября 2018 года по 16 октября 2018 года и признавая решение пенсионного органа в данной части незаконным, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что в указанные периоды истец была направлена на курсы повышения квалификации по приказу работодателя, за указанный период за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата, повышение квалификации является необходимым условием для осуществления лечебной деятельности. Факт прохождения и окончания курсов повышения квалификации подтверждены соответствующими свидетельствами об их окончании, представленными истцом в материалы дела.
Удовлетворяя требование о включении в специальный стаж период работы в должности старшей медсестры в детских яслях в Берестовицком РОНО с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 2 месяца и признавая решение пенсионного органа в данной части незаконным, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, исходил из того, что из представленных в материалы дела документов, следует, что в период с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года истец работала в городском поселке, поименованном в постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в связи с чем пришел к выводу, что данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 2 месяца.
Решение суда в апелляционном порядке в указанной части не обжаловалось.
В указанной части судебные постановления в кассационном порядке не обжалуются, следовательно, предметом кассационной проверки не являются.
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, справки МКУДО "Детско-юношеская спортивная школа N 1" от 18 ноября 2019 года N 430 Кемпирова О.В. 14 мая 1993 года была принята на должность медицинской сестры в Кочубеевскую ДЮСШ (приказ N 183 от 05 мая 1993 года) по 01 сентября 1993 года (приказ N 220/2 от 26 августа 1993 года).
Штатным расписанием Кочубеевской ДЮСШ за 1993 год, представленным в материалы дела, в учреждении предусмотрена должность медсестра, 1 ставка.
Согласно справке администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 18 сентября 2020 года N 1263, личные карточки, лицевые счета, Устав, должностные инструкции учреждения в отдел администрации не передавались.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истца с 14 мая 1993 года по 01 сентября 1993 года в должности медсестры Кочубеевской ДЮСШ N 1 Ставрапольского края, суд первой инстанции, руководствуясь Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что в разделе II пункта 1 названного Перечня учреждений, организаций и должностей указаны лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения, детские спортивно-юношеские школы в данном списке отсутствуют; согласно названному постановлению Совета Министров РСФСР N 464 правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 01 ноября 1999 года пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в Номенклатуру учреждений здравоохранения детско-юношеские спортивные школы не включены, в связи с чем пришел к выводу, что в спорный период истец работала в учреждении, которое не является медицинским учреждением, а относится к образовательным учреждениям дополнительного образования.
При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что Кемпирова О.В. работала в качестве медсестры, т.е. осуществляла медицинскую деятельность. В Перечне учреждений, организаций и должностей, а также в постановлении Совета Министров РСФСР N 464 детские спортивно-юношеские школы не поименованы.
Суд установили это подтверждается сведениями трудовой книжки истца Кемпирова О.В, что она работала в Отделенческой больнице ст.Курган в должности палатной медсестры хирургического отделения с 01 февраля 1991 года (приказ от 29 января 1991 года N 13) по 30 ноября 1992 года (приказ от 09 декабря 1992 года N 108). Период с 01 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года включен истцу в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, период с 01 января 1992 года по 01 июля 1992 года, с 13 июля 1992 года по 30 ноября 1992 года - в льготном исчислении.
Заявляя требования о включении периода работы с 01 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, истец ссылалась на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 октября 2004 года N 2-П, применить к исчислению указанного периода положения постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периода работы истца с 01 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, исходил из того, что возможность применения к периоду до 01 января 1992 года одновременно двух постановлений не предусмотрена, при этом исходил из оценки права истца относительно применения каждого из постановлений отдельно: постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 и постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в связи с чем указал, что подсчет специального стажа с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П ухудшит положение истца, поскольку период работы с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года включен судом в специальный стаж в льготном исчислении на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы медиков в образовательных учреждениях не предусмотрено, стаж на соответствующих видах работ, исчисленный по нормам постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 составит 29 лет 5 месяцев 3 дня (на дату обращения Кемпировой О.В. к ответчику с заявлением о назначении пенсии), продолжительность специального стажа с учетом постановления Конституционного Суда Российской
Федерации от 29 января 2004 года N 2-П составит менее 29 лет.
Отказывая в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии по старости, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 20 части 1 статьи 30, статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из того, что с учетом включенных периодов работы у истца отсутствует требуемый специальный стаж 30 лет лечебной деятельности, что не дает ей права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 24 апреля 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Согласно подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Переходными положениями статьи 35 Закона N 400-ФЗ в 2015 году установлена величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения 30.
Пунктом 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N665).
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 3 названного постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполняются лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации либо в случае уплаты страховых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы государственного социального обеспечения, в том числе назначения и выплаты трудовых пенсий по возрасту (старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий между Российской Федерацией и Республикой Беларусь урегулированы договором от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения".
В целях реализации данного Договора 15 марта 2011 года заключено Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее - Соглашение).
Согласно пункту 4 статьи 11 Договора при определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В соответствии со статьей 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
На основании пункта 1 статьи 12 Договора подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
Вышеприведенные нормы материального права судами применены правильно, суды пришли к правильному выводу о том, что подсчет специального стажа с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П ухудшит положение истца, поскольку период работы с 12 октября 1989 года по 31 декабря 1990 года включен судом в специальный стаж в льготном исчислении на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы медиков в образовательных учреждениях не предусмотрено, стаж на соответствующих видах работ, исчисленный по нормам постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 составит 29 лет 5 месяцев 3 дня (на дату обращения Кемпировой О.В. к ответчику с заявлением о назначении пенсии), продолжительность специального стажа с учетом Постановления N 2-П составит менее 29 лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды при разрешении спора правильно применили нормативные положения, регулирующие порядок назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В судебных постановлениях приведено исчерпывающие толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям и дана с их учетом надлежащая оценка установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, со ссылкой на то, что с 01 февраля 1991 года по 30 ноября 1992 года истец работала в должности палатной медсестры хирургического отделения Отделенческой больницы ст.
Курган ЮУЖД, в период указанной работы постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 с 01 января 1992 года утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, полагает, что лечебная и иная работа в учреждениях по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который установилприменение льготного исчисления специального стажа для медсестер хирургического отделения: 1 год работы за 1 год 6 месяцев; в период ее работы в Берестовицких детских яслях действовало одно постановление СМ СССР от 17 декабря 1957 года N 1397, а постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 действие постановления N 464 распространено на периоды работы до 01 ноября 1999 года; определением Конституционного Суда от 05 ноября 2002 года N 320-0, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, разъяснением Минтруда России от 17 октября 2003 года N 4, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 октября 2003 года N 70, письмом здравоохранения и социального развития РФ от 04 июня 2004 года N M3-637 предусмотрено, что при определении права на досрочные пенсии может применяться два порядка исчисления стажа (по выбору пенсионера) и они могут применяться комбинированно, т.е. к одному периоду работы - прежний порядок подсчета стажа, а к другому - новый; полагает, что в периоды ее работы с 1989 года по 31 декабря 1990 года действовали Перечень и Положение N 1397 от 17 декабря 1959 года и Список N 464 от 06 сентября 1991 года; период работы с 01 февраля 1991 года по 20 февраля 1991 года, с 05 марта 1991 года по 31 декабря 1991 года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6
мес, поскольку весь период работу она выполняла на одном рабочем месте без изменения должностных обязанностей истец полагает возможным применить постановление N 464; на день обращения 22 октября 2019 года за назначением досрочной страховой пенсии по старости льготный стаж составлял 29 лет 10 месяцев 13 дней, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанциях и получили надлежащую правовую оценку, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права.
Иное понимание и толкование автором кассационной жалобы норм материального права не является основанием для отмены судебных постановлений. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено, спор разрешен в пределах заявленных требований.
Таким образом, состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кемпировой Ольги Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.