Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-587/2021 по административному исковому заявлению Климовцова В.П. о признании недействующим в части перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 г. N 1524 (в редакции приказа от 17 марта 2021 г. N 405), по апелляционной жалобе управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 8 апреля 2021 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 г. N 1524, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 г, определён перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 марта 2021 г. N 405 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 г.
В Перечень включены объекты недвижимого имущества, в том числе нежилое помещение, площадью 68, 7 кв. метров, с кадастровым номером N, расположенное в здании по адресу: "адрес" (пункт N).
Климовцов В.П, являющийся собственником помещения, обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение принадлежащего ему объекта недвижимости в Перечень возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
С учётом уточнения исковых требований просил признать недействующим с 1 января 2020 г. пункт N перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа от 17 марта 2021 г. N 405).
Решением Брянского областного суда от 8 апреля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено. Пункт N перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2018 г. N 1524 (в редакции приказа от 17 марта 2021 года N 405) признан недействующим с 1 января 2020 г.
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе Климовцову В.П. в удовлетворении административного иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверную оценку судом имеющихся доказательств и неправильное применение судом норм материального права.
Административный ответчик считает, что объект с кадастровым номером N подлежал включению в оспариваемый Перечень, так как нежилое помещение соответствует требованиям пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, что подтверждается актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования от 15 марта 2019 г, согласно которому помещение используется в качестве торгового объекта более чем на 20 процентов общей площади.
Участвующим в деле прокурором относительно апелляционной жалобы представлены письменные возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утверждённого указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 г. N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и изменяющего его приказа) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в юридически значимый период) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 данного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьёй 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 г. N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 г. на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 г. N 298 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Брянска установлен и введен в действие с 1 января 2016 г. налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включённые в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, определённых названной нормой: нахождение на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; наличие в здании помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо фактически используется для размещения таких объектов не менее 20 процентов общей площади здания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 г. N 747-п утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании Перечня управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования Объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области; сведений об Объектах, содержащихся в выборке из Единого государственного реестра недвижимости; сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учёта (инвентаризации); информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов); информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; результатов, указанных в актах обследований.
По смыслу приведённых выше положений федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такой объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, принадлежащее на праве собственности Климовцову В.П. нежилое помещение, площадью 68, 7 кв. метров, с кадастровым номером N, расположено в здании по адресу: "адрес", находящемся на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "для строительства жилого дома переменной этажности".
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости спорный объект имеет назначение "нежилое помещение" и наименование "нежилое помещение".
Согласно данным технического паспорта на спорное нежилое помещение, составленного по состоянию на 8 октября 2015 г, и экспликации к плану, в состав помещения входят комнаты с наименованием: "кабинет", площадью 52, 1 кв. метров, подсобные помещения площадью 16, 6 кв. метров.
Таким образом, верным является вывод суда об отсутствии оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень по критерию его расположения в здании административно-делового или торгового центра, по наименованию, предназначению, а также исходя из вида разрешённого использования земельного участка.
Согласно материалам дела спорное нежилое помещение включено в Перечень на основании акта проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения, составленного по состоянию на 15 марта 2019 г, из которого следует, что помещение фактически используется под демонстрационный центр массажного оборудования компании "CERAGEM", основной вид деятельности которой, согласно выписке из ЕГРЮЛ - 47.74 торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах. Площадь помещения 68, 7 кв. метров используется для осуществления торговой деятельности на 100 процентов.
Давая оценку акту от 15 марта 2019 г, суд первой инстанции в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно принял во внимание отсутствие в нём сведений, достоверно подтверждающих использование нежилого помещения в качестве торгового объекта и, соответственно, осуществление в нём торговой деятельности, учитывая положения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и требования "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст.
Из представленных к акту обследования фотографий следует, что при входе в помещение имеется вывеска "Демонстрационный центр массажного оборудования", в помещении находятся массажное оборудование, информационные стенды. Место для обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров на фотографиях не зафиксировано.
Принимая во внимание изложенное, учитывая также требования пунктов 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения спорного нежилого помещения в Перечень и по виду его фактического использования для осуществления торговой деятельности.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего на праве собственности административному истцу помещения условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения этого объекта в Перечень, не представлено; не содержится их и в материалах дела.
При таком положении суд правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующими оспариваемый пункт Перечня.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского областного суда от 8 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управления имущественных отношений Брянской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.