Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-594/2021 по апелляционной жалобе публичного акционерного общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" на решение Московского городского суда от 14 мая 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление публичного акционерного общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителей административного истца по доверенностям Мясоедова В.С. и Николаева А.М, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" (далее - ПАО "НПО "Алмаз") обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором просило об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года:
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - 3.9.3 - размещение объектов капитального строительства для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; 6.0.0 - промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0, общей площадью 31 356 +/- 62 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 193 572 418 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - эксплуатации для осуществления производственной и административно-хозяйственной деятельности, общей площадью 34 194 +/- 64 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 211 073 942 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - 3.9.3 - размещение объектов капитального строительства для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; 6.0.0 - промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0, общей площадью 32 674 +/- 63 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 201 708 929 рублей.
В обоснование требований общество указало на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2018 года распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 215 281 202 рубля 76 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере 237 166 848 рублей 48 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 229 151 257 рублей 24 копейки, не соответствует их реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО " Ц." N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Определением Московского городского суда от 14 мая 2021 года производство в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", прекращено в связи с отказом представителя административного истца ПАО "НПО "Алмаз" от административных исковых требований в этой части.
Решением Московского городского суда от 14 мая 2021 года исковые требования ПАО "НПО "Алмаз" удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 228 279 357 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - в размере 220 837 245 рублей.
В апелляционной жалобе ПАО "НПО "Алмаз" просит решение суда изменить в части, как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несогласие с датой начала применения оспариваемой кадастровой стоимости - 1 января 2020 года, установленную судом в резолютивной части решения. Указанный вывод сделан судом в результате применения нормы права, не подлежащей применению и неприменения нормы права, подлежащей применению, поскольку применённая судом статья 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N274-ФЗ) на момент рассмотрения дела утратила сила. Просило изменить решение Московского городского суда от 14 мая 2021 года, указав в резолютивной части решения о применении установленной решением суда кадастровой стоимости земельных участков с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утверждённой при проведении очередной государственной кадастровой оценки, исключить из мотивировочной части решения ссылку на положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года "273-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" и дополнить мотивировочную часть решения ссылкой на абзац 4 части 5 статьи 24.20 Федерального закона о 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается, что ПАО "НПО "Алмаз" согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N и N является собственником объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 34 194 +/- 64 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" и земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 32 674 +/- 63 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость поименованного выше объекта недвижимости утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" и по состоянию на 1 января 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 237 166 848 рублей 48 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2020 года N), в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 229 151 257 рублей 24 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2020 года N); на момент рассмотрения дела является действующей. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2019 года.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО " Ц." N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляла: земельного участка с кадастровым номером N - 211 073 942 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 201 708 929 рублей.
В связи с наличием возражений Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы против принятия в качестве допустимого доказательства приведенного выше отчета по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Заключением эксперта ООО " Р." N от 2 апреля 2021 года было установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года: земельного участка с кадастровым номером N в размере 228 279 357 рублей; земельного участка с кадастровым номером N размере 220 837 245 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводов о несогласии с решение Московского городского суда в названной части апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из его резолютивной части положения, в которых содержится указание на период применения определенной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьями 378.2 (глава 30 "Налог на имущество организаций"), 391 (глава 31 "Земельный налог"), 403 (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлен различный порядок применения сведений о кадастровой стоимости в зависимости от оснований ее определения (изменения).
Из содержания названных норм усматривается, что законодатель прямо предусмотрел порядок учета сведений о кадастровой стоимости, установленной на основании решения суда, который ввиду его обязательности в силу закона подлежит применению без какого-либо указания на это в судебном акте.
Согласно абзацем вторым пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия оснований для отражения в решении сведений о периоде действия определенной судом кадастровой стоимости, решение суда подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на период действия установленной кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 14 мая 2021 года изменить, исключить из резолютивной части решения абзац пятый.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
ФИО12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.