Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Русакова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-77/2021 по апелляционной жалобе Мишина А.А. на решение Курского областного суда от 5 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Мишина А.А. к территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области об оспаривании решения от 28 июля 2021 года N 20/71-5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 Мишина А.А, выдвинутого в порядке самовыдвижения".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения Мишина А.А, председателя территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области Пинаевой Н.Н, заключение прокурора Русакова И.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Курской областной Думы от 17 июня 2021 года N919-VI ОД на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Курской областной Думы седьмого созыва.
Решением Избирательной комиссии Курской области от 8 июня 2021 года N125/1212-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 возложены на территориальную избирательную комиссию Медвенского района Курской области (пункт 14).
Решением территориальную избирательную комиссию Медвенского района Курской области, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, от 28 июля 2021 года за N 20/71-5 (с учетом изменений, внесенных решением от 29 июля 2021 года N 21/73-5) Мишину А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 14, в связи с недостаточным количеством действительных подписей, представленных для регистрации кандидата.
Мишин А.А. обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения от 28 июля 2021 года N 20/71-5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 Мишина А.А, выдвинутого в порядке самовыдвижения", указав в обоснование требований на то, что в итоговом протоколе проверки подписных листов, послужившим основанием для вынесения спорного решения, одно и тоже нарушение учтено несколько раз в отдельных пунктах, что повлекло повторное исключение одних и тех же подписей. Соответственно, суждение о недействительности 337 подписей избирателей не соответствует действительности.
Решением Курского областного суда от 5 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых Мишина А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Мишин А.А. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд или принять по делу решение об удовлетворении административных исковых требований. Полагает, что он был поставлен в неравные условия с другими кандидатами, выдвинутыми партиями, поскольку кандидату было указано на необходимость сбора не менее 1349 подписей избирателей. В случае его регистрации в качестве кандидата, такое решение могло быть признано незаконным, следовательно, любое решение комиссии лишает административного истца возможности участия в выборах, что не может являться законным и допустимым, переподсчет голосов в сложившейся ситуации не приведет к соблюдению принципа равенства и соблюдению норм избирательного права. В материалах дела отсутствуют сведения об извещении и процессуальном статусе Избирательной комиссии Курской области. Административный истец был лишен права на личное присутствие при проведении проверки, поскольку никакого извещения в его адрес не поступало. Вывод суда первой инстанции о том, что вопросы заверения выдаваемых кандидату копий решений территориальной (окружной) избирательной комиссией Медвенского района Курской области, принятых в соответствии с законом и полномочиями окружной избирательной комиссии, не могут ставить под сомнение законность самих решений и оспариваемого решения, является ошибочным, поскольку отсутствие подписи в документе подразумевает его ничтожность. Представленная административным ответчиком справка об утверждении примерной инструкции, согласно которой можно не подписывать документ, не является документом, регламентирующим деятельность избирательной комиссии. Ни одного решения территориальной (окружной) избирательной комиссией Медвенского района Курской области ему не выдавалось. Кроме того, в нарушение действующего законодательства оспариваемое решение принято территориальной избирательной комиссией, а не окружной избирательной комиссией.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Курской области и территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области представлены письменные возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата, к которым относится, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В силу пункта 6.4 названной статьи недействительными признаются: а) подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей; б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума; ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума; з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей,
участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; к) подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона; н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума; о) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе,
если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
Аналогичные положения содержатся в части 9, пункте 7 части 20 статьи 39 Закона Курской области от 03 декабря 2009 года N 106-ЗКО "Кодекс Курской области о выборах и референдумах" (далее - Кодекс Курской области о выборах и референдумах), при этом в части 4 статьи 39 Кодекса установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в соответствующую комиссию кандидатом.
Согласно части 1.1. статьи 38 Кодекса Курской области о выборах и референдумах на выборах депутатов Курской областной Думы количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области от 17 июня 2021 года N 9/21-5 установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 - 1227 подписей избирателей. Количество представляемых для регистрации кандидата в депутаты подписей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 10 процентов, и составляет 122 подписей избирателей. Общее количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, не может превышать 1349 подписей избирателей.
Как установлено по делу, 1 июля 2021 года Мишин А.А. подал в территориальную (окружную) избирательную комиссию Медвенского района Курской области заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, приложив к нему документы для уведомления о самовыдвижении кандидата.
19 июля 2021 года в территориальную (окружную) избирательную комиссию Мишиным А.А. представлены документы для регистрации по одномандатному избирательному округу, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты в 3 папках на 295 листах с 1475 подписями, 1 лист с 4 подписями (папка N 1-100 листов, 500 подписей; папка N 2 -100 листов, 500 подписей; папка N 3 - 96 листов, 479 подписей).
Решением территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области от 23 июня 2021 года N 11/28-5 утверждена рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную (окружную) избирательную комиссию Медвенского района.
Рабочей группой, в соответствии с положениями части 4 статьи 38 Кодекса Курской области о выборах и референдумах, в том числе путем направления соответствующих запросов в управление по вопросам миграции УМВД России по Курской области, была осуществлена проверка представленных кандидатом Мишиным А.А. подписных листов.
28 июля 2021 года по окончании проверки всех подписных листов (1479 подписей избирателей) с участием кандидата составлен уточненный итоговый протокол, согласно которому количество достоверных подписей избирателей - 1142, количество подписей избирателей, признанных недействительными, равно 337 (22, 8%) от общего количества поданных подписей.
Решением территориальную избирательную комиссию Медвенского района Курской области, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, от 28 июля 2021 года за N 20/71-5 (с учетом изменений, внесенных решением от 29 июля 2021 года N 21/73-5) Мишину А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 14.
Основанием для отказа в регистрации кандидата послужило недостаточное количество действительных подписей, представленных для регистрации кандидата, а именно при необходимом количестве 1227 подписей количество достоверных составило 1142 подписи, что на 85 меньше требуемого количества.
Судом первой инстанции произведено сопоставление подписных листов с ведомостями проверки подписных листов N N 1, 2, 3 и таблицей сведений, содержащихся в подписных листах, с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, по результатам которого установлено, что
в папке 1 содержится 127 недействительных подписей: лист 3 строка 4, лист 5 строки 1, 2, 3, лист 6 строка 5, лист 7 строка 1, лист 9 строки 1, 4, лист 10 строки 1-5, лист 11 строки 3, 4, лист 13 строка 1, лист 15 строки 1, 2, 3, лист 18 строка 1, лист 19 строка 5, лист 20 строка 1, лист 21 строки, 1, 2, 4, лист 28 строка 2, лист 23 строки 1, 2, 5, лист 24 строки 3, 5, лист 25 строки 1-5, л.д.28 строка 3, лист 29 строка 4, лист 30 строки 1, 2, лист 33 строка 5,, лист 38 строки 4, 5, лист 39 строки 2, 3, лист 41 строка 5, лист 42 строки 4, 5, лист 43 строки 2, 4, 5, лист 44 строки 3, 4, 5, лист 45 строки 3, 4, 5, лист 46 строка 2, лист 50 строка 2, лист 51 строка 2, лист 57 строка 2, лист 58 строка 1, лист 62 строка 5, лист 66 строка 3, лист 70 строки 2, 5, лист 71 строка 5, лист 73 строки 3, 5, лист 74 строка 1, лист 75 строка 5, лист 76 строки 1, 5, лист 77 строки 5, лист 78 строки 2, 3, 5, лист 83 строка 5, лист 85 строка 3, лист 86 строки 1, 2, 3, лист 87 строки 2, 5, лист 88 строка 1, лист 91 строка 5, лист 94 строки 1, 3, 4, лист 95 строка 1 - сведения об избирателях не соответствуют действительности, имеются неоговоренные исправления; лист 16 строки 1-5, лист 52 строки 1-5, лист 56 строки 1-5 - подписной лист не заверен подписью кандидата, лист 65 строки 1-5, лист 82 строки 1-5, лист 98 строки 1-5, лист 99 строки 1, 2, 3 - нет или указаны неполные фамилия, отчество, имя избирателя; лист 36 строка 5, лист 48 строки 1, 2, 3 - повторяющиеся подписи одного избирателя;
в папке 2 содержатся 45 недействительных подписей избирателей: лист 1 строка 1, лист 8 строки 3, 5, лист 10 строка 5, лист 11 строки 2, 5, лист 12 строки 1, 2, лист 18 строка 4, лист 20 строка 2, лист 23 строка 4, лист 24 строки 3, 5, лист 28 строка 3, лист 29 строка 1, лист 32 строки 4, 5, лист 35 строка 2, лист 36 строка 4, лист 37 строки 3, 4, лист 58 строка 4, лист 67 строка 2, лист 77 строка 2, лист 91 строка 2, лист 93 строка 5, лист 98 строка 3, где сведения об избирателях не соответствуют действительности; лист 39 строки 4, 5, лист 47 строки 1, 2, лист 64 строки 2, 4, лист 71 строка 5, лист 86 строка 3, лист 94 строки 3, 4, 5, лист 95 строки 1-5, лист 96 строка 5 - нет или указаны неполные фамилия, отчество, имя избирателя;
в папке 3 содержатся 194 недействительные подписи избирателя: лист 9 строка 3, лист 10 строка 3, лист 20 строка 5, лист 25 строка 3, лист 29 строка 5, лист 31 строка 4, лист 33 строка 5, лист 39 строки 1, 3, лист 41 строка 4, лист 42 строки 4, 5, лист 43 строка 2, лист 44 строка 2, лист 45 строки 3, 5, лист 46 строка 2, 5, лист 47 строки 1, 3, лист 48 строка 2, лист 51 строка 1, лист 54 строки 2, 5, лист 56 строки 3, 4, лист 71 строка 5, лист 72 строки 4, 5, лист 90 строка 4 - сведения об избирателях не соответствуют действительности; лист 1 строки 1-5, лист 2 строки 1-5, лист 3 строки 1-5, лист 4 строки 1-5, лист 5 строки 1-5, лист 6 строки 1-5, лист 7 строки 1-5, лист 14 строки 1-5, лист 15 строки 1-5, лист 16 строки 1-5, лист 17 строки 1-5, лист 18 строки 1-5, лист 19 строки 1-5, лист 24 строки 1-5, лист 34 строки 1-5, лист 35 строки 1-5, лист 36 строки 1-5, лист 37 строки 1-5, лист 55 строки 1-5, лист 61 строки 1-5, лист 62 строки 1-5, лист 64 строки 1-5, лист 65 строки 1-5, лист 66 строки 1-5, лист 80 строки 1-5, лист 81 строки 1-5, лист 82 строки 1-5, лист 83 строки 1-5, лист 84 строки 1-5 - не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей; лист 21 строки 1-5, лист 22 строки 1-5, лист 57 строки 1-5, лист 58 строки 1-5 - сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности.
Судебная коллегия, проверив приведенные обстоятельства, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в подписных листах указанных недостатков, свидетельствующих о недействительности части подписей избирателей. Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, следует отметить, что согласно решению Избирательной комиссии Курской области от 8 июня 2021 года N 125/1212-6, решению избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 9/21-5 для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 14 им должно быть представлено в избирательную комиссию не менее 1227 подписей избирателей при 1349 максимально допустимых.
Таким образом, подписи, поданные в количестве свыше 1349, не могли быть учтены при принятии решения о регистрации кандидата и не подлежали проверке.
Согласно материалам дела, пояснениям сторон, данным в судах первой и апелляционной инстанции, из 1349 подлежащих проверке подписей (папки N 1, N 2, листы 1-69, подпись 1 на листе 70 папки N 3) недействительными являются 258 подписей, следовательно, число действительных подписей составляет 1091 подпись, что на 136 подписей меньше требуемого количества и в силу требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о законности принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 Мишина А.А. При этом необоснованное принятие территориальной (окружной) избирательной комиссией Медвенского района Курской области дополнительно 130 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Мишина А.А. (1479 при максимально допустимом количестве 1349) не привело к нарушению прав административного истца и на законность отказа в его регистрации не влияет.
Подлежит отклонению суждение административного истца о принятии решения об отказе в регистрации кандидата неуполномоченной комиссией, поскольку полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 возложены на территориальную избирательную комиссию Медвенского района Курской области решением Избирательной комиссии Курской области от 8 июня 2021 года N125/1212-6 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 25 Кодекса Курской области о выборах и референдумах.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав Избирательной комиссии Курской области, привлеченной к участию в деле, но не извещенной о времени и месте рассмотрения административного иска, не могут быть приняты во внимание как не подтвержденные материалами дела. Кроме того, названное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Следует признать правильными выводы суда о том, что вопросы заверения выдаваемых кандидату копий решений территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области, создание избирательной комиссией неравных условий для кандидатов не свидетельствуют о незаконности принятого в отношении Мишина А.А. решения.
Также судом не установлено нарушение предусмотренного частью 6 статьи 39 Закона Курской области N 106-ЗКО права кандидата присутствовать при проведении проверки подписей, поскольку Мишин А.А. извещался председателем территориальной (окружной) избирательной комиссии Медвенского района Курской области Пинаевой Н.Н. о порядке проведения проверки подписных листов и принимал участие при составлении итогового протокола проверки подписей избирателей.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений материального права и не свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курского областного суда от 5 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мишина Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.