Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Двойченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2392/2021 по административному исковому заявлению Горшковой Владиславы Геннадиевны об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Попова Е.Г." от 22 июля 2021 года N 7/6, об отмене регистрации Попова Евгения Георгиевича кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
по апелляционной жалобе представителя Горшковой Владиславы Геннадиевны - Карелина Валентина Вячеславовича на решение Московского городского суда от 10 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 - Голышева И.В, представителя административного ответчика Попова Е.Г. - Сидорова Р.В, возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда обшей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 (далее - окружная избирательная комиссия) "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Попова Е.Г." от 22 июля 2021 года N 7/6 Попов Е.Г, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197.
Горшкова В.Г, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по тому же избирательному округу, выдвинутым избирательным объединением "Политическая партия ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии от 22 июля 2021 года N 7/6 о регистрации Попова Е.Г. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, указывая на то, что Поповым Е.Г. нарушен принцип равенства кандидатов, установленный статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 52 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В агитационном печатном материале с заголовком "Евгений Попов за! Национальный стандарт благополучия" содержится прямой подкуп избирателей, используется серия агитационных материалов с нарушением чужих авторских прав. Кроме того, Поповым Е.Г. не было представлено в избирательную комиссию надлежаще оформленное письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В ходе рассмотрения дела административным истцом Горшковой В.Г. подано заявление об уточнении и дополнении административного искового заявления, в котором заявлено требование об отмене регистрации Попова Е.Г. кандидатом в депутаты на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 10 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Горшковой В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Горшковой В.Г. - Карелин В.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на его незаконность и необоснованность. Считает ошибочными выводы суда относительно последнего дня подачи административного иска, который не отвечает правилам, установленным действующим законодательством Российской Федерации. Ссылается на отсутствие возможности направить административный иск 8 сентября 2021 года посредством электронной связи, указывает на отсутствие в обжалуемом решении оценки выявленных и указанных в административном иске нарушений при регистрации кандидата Попова Е.Г, полагает, что судом первой инстанции не принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 20 января 2021 года N 2-П, с учетом того, что информацию о нарушениях, указанные в иске, Горшкова В.Г. узнала не ранее 7 сентября 2021 года.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы и окружной избирательной комиссией представлены возражения об их несостоятельности и законности обжалуемого судебного решения.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции оснований для отмены решения суда не установилаи считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 этого Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования.
Частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
В силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи Кодекса, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
В соответствии с частью 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" принято решение о проведении голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Попов Е.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 решением окружной избирательной комиссии от 22 июля 2021 года N 7/6.
Административное исковое заявление Горшковой В.Г, в котором содержалось требование об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Попова Е.Г, поступило в суд 9 сентября 2021 года, уточнение искового заявления, в котором заявлено требование об отмене регистрации Попова Е.Г. кандидатом в депутаты на вышеуказанных выборах, подано 10 сентября 2021 года.
Таким образом, вывод суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд с требованием об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Попова Е.Г. соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в соответствии с которыми решение о регистрации кандидата принято 22 июля 2021 года, а в суд административный истец обратился только 9 сентября 2021 года, то есть по истечении десяти дней.
Также правильным является вывод суда о пропуске Горшковой В.Г. срока на обращение в суд с требованием об отмене регистрации Попова Е.Г. кандидатом в депутаты, поскольку, исходя из содержания приведенных выше правовых норм, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Попова Е.Г. могло быть подано в суд не позднее 8 сентября 2021 года, фактически административное исковое заявление подано суд 9 сентября 2021 года.
Судом обоснованно не был принят во внимание довод административного истца о том, что административное исковое заявление было сдано в организацию курьерской службы 8 сентября 2021 года, так как положения части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающие, что срок не считается пропущенным, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, не распространяются на процессуальные сроки, установленные статьей 240 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты Попова Е.Г. подано Горшковой В.Г. менее чем за восемь дней до дня голосования.
Вопреки доводам жалобы, в силу положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, суд правомерно отказал в удовлетворении административных исковых требований Горшковой В.Г. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии о регистрации Попова Е.Г. кандидатом в депутаты и отмене его регистрации кандидатом в депутаты без исследования иных обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы о неверном исчислении процессуальных сроков является несостоятельным, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Горшковой Владиславы Геннадиевны - Карелина Валентина Вячеславовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.