Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-226/2021 по апелляционной жалобе Беликова Владимира Анатольевича на решение Калининградского областного суда от 26 августа 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Садового Владимира Петровича к Гусевской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 17 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва), Беликову Владимиру Анатольевичу об оспаривании решения от 6 августа 2021 года N 11/40-5 "О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Беликова Владимира Анатольевича".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административного истца Варфоломеевой Г.А, административного ответчика Беликова В.А, представляющего на основании доверенности региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Калининградской областной Думы от 17 июня 2021года N 332, официально опубликованным 19 июня 2021 года, назначены на 19 сентября 2021 года выборы депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.
Согласно решения Избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года N 307/1764-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва в одномандатном избирательном округе N 17 возложены на Гусевскую территориальную избирательную комиссию.
Решением Гусевской территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2021 года N 11/40-5 Беликов В.А, выдвинутый региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Решением Гусевской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2021 года N 13/43-5 Садовой В.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Садовой В.П. обратился в суд с административным иском об отмене решения Гусевской территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2021 года N 11/40-5 о регистрации Беликова В.А. кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований указано, что Беликов В.А. допустил ряд нарушений в оформлении документов, представленных в избирательную комиссию, в частности: в представленной копии документа о регистрации регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области не указаны сведения о статусе лица, заверившего подлинность копии; представленная кандидатом выписка из протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области от 9 июля 2021 года подписана не руководителем избирательного объединения, а председателем общего собрания. Указанные нарушения порядка оформления документов, необходимых для выдвижения кандидата свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения о регистрации кандидата Беликова В.А, предусмотренных подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, по мнению административного истца, при наличии 7 местных отделений партии регионального отделения политической партии, уполномоченным органом регионального отделения является не общее собрание, а конференция регионального отделения, которая в установленном порядке не проводилась. Решение о выдвижении кандидата Беликова В.А. принято неправомочным коллегиальным органом регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, что свидетельствует о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" и, соответственно, о наличии оснований к отмене оспариваемого решения, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Калининградского областного суда от 26 августа 2021 года административные исковые требования Садового В.П. удовлетворены, признано незаконным и отменено решение Гусевской территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2021 года N 11/40-5 "О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Беликова Владимира Анатольевича".
В апелляционной жалобе Беликов В.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд пришел к неверному выводу о неправомочности общего собрания избирательного объединения, что противоречит положениям Устава политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость". Суд пришел к ошибочному выводу, что численность Калининградского регионального отделения партии по состоянию на 9 июля 2021 года - 236 членов, общее собрание правомочно, если в его участии принимает не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении. Доказательства указанной численности партии в материалах дела отсутствуют. Численность зарегистрированных членов регионального отделения партии - 9 человек, на общем собрании присутствовало 8 членов партии, проголосовавших за принятие решения о выдвижении Беликова В.А. кандидатом в депутаты, что свидетельствует о правомочности общего собрания.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором и представителем административного истца представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Законодательство о выборах депутатов Калининградской областной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определяет основания отказа в регистрации кандидата: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в1").
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Частью 9 статьи 40 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" установлен аналогичный перечень документов, необходимых для уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении избирательным объединением кандидата по одномандатному избирательному округу, а частью 6 статьи 38 - также реквизиты документа о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу избирательным объединением.
Судом первой инстанции исследован вопрос о выполнении Беликовым В.А. приведенных выше требований федерального и регионального законодательства.
На основании подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
По делу установлено, что кандидатом Беликовым В.А. представлена в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении выписка из протокола общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года о выдвижении кандидата, подписанная председателем общего собрания Вуколовым В.А. и копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, заверенная Вуколовым В.А. без указания его статуса в региональном отделении политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость".
Реквизиты решения избирательного объединения о выдвижении кандидата установлены частью 6 статьи 38 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", при этом закреплено, что решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом).
Согласно части 11 статьи 31 Устава политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" предусмотрено, что выписки из протокола конференции (общего собрания) регионального отделения подписывает председатель правления регионального отделения, а в случае его длительного отсутствия - заместитель председателя правления регионального отделения.
Вопреки доводам административного истца, с учетом информации Единого государственного реестра юридических лиц в отношении регионального отделения, суд пришел к правильному выводу о соответствии требованиям закона к выдвижению кандидата выписки из протокола общего собрания регионального отделения партии, подписанной его руководителем, и копии документа о регистрации регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, заверенной его руководителем, что согласуется с положениями подпункта "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункта 1 части 9 статьи 40 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы".
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что решение общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года о выдвижении Беликова В.А. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 принято в отсутствие кворума неправомочным органом регионального отделения партии в нарушение требований Федерального закона Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и Устава политической партии, что свидетельствует о наличии оснований к отмене оспариваемого решения, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно положениям статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В частности, в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата (пункт 1). Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Согласно пунктам 2 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Как следует из материалов дела, Беликов В.А. выдвинут кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 избирательным объединением - региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области.
Уставом политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" предусмотрено, что конференция (общее собрание) регионального отделения - высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено настоящим Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц партии. Конференция регионального отделения - высший руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, в состав которого входит хотя бы одно местное отделение Партии. Общее собрание регионального отделения - высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, в составе которого нет местных отделений Партии. Участниками Общего собрания регионального отделения являются члены партии, зарегистрированные в данном региональном отделении (части 1 статьи 31 Устава).
Судом первой инстанции установлено, что в состав регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области входит 7 местных отделений (местные отделения Центрального, Ленинградского и Московского районов города Калининграда, местные отделения городов Гвардейска, Полесска, Балтийска, Светлогорска).
Указанная информация, по состоянию на 27 мая 2021 года, размещена на официальном сайте Избирательной комиссии Калининградской области, где представлен список региональных отделений политических партий, общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в качестве избирательных объединений.
Согласно сообщению Гусевской территориальной избирательной комиссии в адрес суда, Управлением Министерства юстиции по Калининградской области в электронном виде за исх.N 39/05-2100 от 26 июня 2021 года в адрес Избирательной комиссии Калининградской области направлены списки региональных отделений политических партий и их местных отделений, где за N 11, 12, 13 значатся местные отделения регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области - Центрального, Ленинградского и Московского районов города Калининграда.
По запросу судебной коллегии в адрес Избирательной комиссии Калининградской области и Управления Министерства юстиции по Калининградской области, предоставлена информация о наличии, по состоянию на 22 июня 2021 года, местных отделений регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области. В городе Калининграде региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области представлено местными отделениями Центрального, Ленинградского и Московского районов города Калининграда (N в списке - 11, 12, 13).
В подтверждение доводов апелляционной жалобы Беликов В.А. указал на сообщение Управления Министерства юстиции по Калининградской области от 25 августа 2021 года об отсутствии у регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области местных отделений.
В рамках проверки указанной информации судебной коллегией установлено, что 25 августа 2021 года региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области предоставило в Управление Министерства юстиции по Калининградской области справку о деятельности с указанием о прекращении в августе 2020 года деятельности местных отделений.
Таким образом, информация о ликвидации местных отделений партии была предоставлена избирательным объединением в Управление Министерства юстиции по Калининградской области только 25 августа 2021 года, тогда как общее собрание регионального отделения проведено 9 июля 2021 года.
Ссылаясь на решение Бюро Президиума Центрального совета партии от 20 августа 2020 года о ликвидации местных отделений партии и протокол заседания правления регионального отделения от 28 августа 2020 года, представитель избирательного объединения в ходе рассмотрения административного дела, с учетом положений пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", устанавливающих, что региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении, полагал, что информация, размещенная на официальном сайте Избирательной Комиссии Калининградской области не соответствует действительности.
Вопреки указанным доводам, обязанность предусмотренная пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" установлена в целях осуществления контроля за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Вместе с тем, участвуя в выборах, политическая партия, ее региональные отделения должны соблюдать основополагающий принцип равенства кандидатов, избирательных объединений.
Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области на момент принятия оспариваемого решения о регистрации кандидата в депутаты никакую информацию об изменении численности, прекращении деятельности местных отделений в избирательную комиссию не представило, не разместило в средствах массовой информации, хотя данные сведения безусловно влияли на порядок выдвижения избирательным объединением кандидатов, соблюдение которого обязана контролировать избирательная комиссия. Доказательств обратного по административному делу не установлено.
Таким образом, в нарушение положений части 1 статьи 31 Устава политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" выдвижение кандидата осуществлено неуполномоченным органом избирательного объединения, а именно общим собранием, а не конференцией.
Проверяя доводы административного истца о неправомочности общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года, судом проведен подробный анализ положений Устава партии.
Общее собрание регионального отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, зарегистрированных в данном региональном отделении. Решения Конференции (общего собрания) регионального отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной конференции (общем собрании) регионального отделения ее делегатов (его участников) (часть 9 статьи 31 Устава).
Согласно выписке из протокола общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года численность зарегистрированных членов регионального отделения партии - 9 человек, на общем собрании присутствовало 8 членов партии, за принятие решения о выдвижении Беликова В.А. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу N 17 проголосовало 8 членов партии.
Исходя из сведений, представленных 21 июля 2020 года региональным отделением партии в территориальное управление Министерства юстиции России в порядке пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих объединениях", общее число членов регионального отделения партии на указанную дату составляет 632. По утверждению избирательного объединения, по состоянию на 9 июля 2021 года, количество членов партии, поставленных на учет в Калининградском региональном отделении партии составляет 236.
С учетом системного анализа положений частей 5, 8, 12 статьи 8, пунктов 13 и 14 статьи 10, пункта 8 статьи 11, статьи 28, части 3 статьи 29, частей 1 и 9 статьи 31, статьи 33 Устава партии и Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" суд пришел к выводу, что общее собрание партии не является его выборным органом, представляет собой высший руководящий коллегиальный орган, участниками которого являются члены соответствующего отделения партии исключительно по праву членства в политической партии. В отличие от решения выборных органов отделения партии, которое принимается только членами соответствующих органов, решение общего собрания отделения партии подлежит принятию в соответствии с частью 9 статьи 31 Устава партии правомочным собранием, если в его работе принимают участие более половины членов партии, зарегистрированных в данном отделении партии. При этом в общем собрании вправе принять участие любой член партии при единственном закрепленном в части 9 статьи 31 Устава условии, а именно: при условии регистрации члена партии в данном структурном подразделении (по территориальному принципу, в частности, в целях исключения двойного учета членов партии).
Принимая во внимание численность Калининградского регионального отделения партии - 236 членов, общее собрание регионального отделения правомочно только в том случае, если в его работе принимает участие не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии, тогда как в общем собрании 9 июля 2021 года участвовало только 8 членов партии, суд пришел к выводу, что общее собрание регионального отделения неправомочно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Несостоятелен довод апелляционной жалобы об изменении оснований, заявленных административным истцом требований, поскольку непосредственно в административном исковом заявлении, поданном Садовым В.П. 16 августа 2021 года с соблюдением установленного 10-дневного срока, сформулирована позиция административного истца о принятии решения о выдвижении Беликова В.А. неправомочным органом регионального отделения партии.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административных ответчиков в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.
Таким образом, решение Калининградского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининградского областного суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беликова Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.