Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Жанабергеновой В.Б.
с участием прокурора Русакова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-30/2021 по апелляционной жалобе Кузьмина Николая Александровича на решение Псковского областного суда от 25 августа 2021 года, которым разрешено административное исковое заявление Малышева Джемала Васильевича к Кузьмину Николаю Александровичу, территориальной избирательной комиссии города Пскова с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Псковского областного собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 1, N 2, N 3 и N 4, об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Порошина Е.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Кулакова И.Н, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Русакова И.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 17 июня 2021 года (опубликовано 18 июня 2021 года) назначены выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Пскова (далее - ТИК города Пскова) с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 1, N 2, N 3, N 4 от 11 августа 2021 года N 46/211-5 Кузьмин Н.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, выдвинутый избирательным объединением "Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Малышев Д.В, зарегистрированный Постановлением ТИК города Пскова от 4 августа 2021 года N 44/191-5 кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу N 1, обратился в областной суд с названным выше административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, с учетом уточнений, занесенных в протокол судебного заседания, что постановление ТИК города Пскова от 11 августа 2021 года N 46/211-5 о регистрация Кузьмина Н.А. кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 является незаконным и подлежит отмене, поскольку Кузьмин Н.А. не обладает пассивным избирательным правом ввиду его причастности к деятельности экстремистской организации - Общественного движения " "данные изъяты"", деятельность которой запрещена решением суда, которым также ликвидированы некоммерческие организации " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"".
Считает, что регистрация Кузьмина Н.А. кандидатом в депутаты нарушает принцип равенства кандидатов, установленный статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Определением Псковского областного суда от 24 августа 2021 года производство по административному делу по административному иску Малышева Д.В. к Кузьмину Н.А. об отмене решения ТИК города Пскова о регистрации кандидата в депутаты прекращено, в связи с отказом административного истца от иска, Кузьмин Н.А. привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено избирательное объединение Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Решением Псковского областного суда от 25 августа 2021 года, с учетом определения от 3 сентября 2021 года об исправлении описки, административное исковое заявление Малышева Д.В. удовлетворено, постановление территориальной избирательной комиссии города Пскова с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 1, N 2, N 3, N 4 от 11 августа 2021 года N 46/211-5 "О регистрации Кузьмина Николая Александровича кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1" признано незаконным.
Не согласившись с данным решением, Кузьмин Н.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный судебный акт и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно действующему законодательству причастность лица к деятельности экстремистской организации может быть подтверждена вступившими в законную силу решениями суда: о ликвидации или запрете деятельности общественного объединения или организации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ), об установлении юридического факта причастности лица к деятельности указанного общественного объединения или организации, однако на дату регистрации Кузьмина Н.А. кандидатом в депутаты таких решений не принималось, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата по вновь открывшимся обстоятельствам. Иные доказательства являются недопустимыми.
Полагает, что при вынесении решения суд не только неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, но и вышел за рамки собственного решения, поскольку счел возможным рассмотреть вопрос об установлении причастности кандидата Кузьмина Н.А. к деятельности экстремистской организации непосредственно в ходе судебного заседания, тем самым, фактически, подменив предмет судебного разбирательства. Вместе с тем, рассматривая спор об отмене регистрации кандидата в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, суд не может устанавливать новые обстоятельства, то есть такие, которые не существовали на момент принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата. Установленные в обжалуемом решении обстоятельства его причастности к экстремистской организации доказаны не были. Кузьмин Н.А. административным ответчиком не является.
Также считает, что положения части 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не распространяются на события января 2021 года, установленные постановлением Псковского городского суда от 1 февраля 2021 года, и избирательные кампании, которые начались до 4 июня 2021 года, а податель жалобы не мог предвидеть юридические последствия своего поведения.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, административный истец и представитель ТИК города Пскова просят о рассмотрении дела в свое отсутствие, от других лиц ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В своем заявлении о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика председатель ТИК города Пскова Садовникова А.М. указала, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, а выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом положений статей 10, 150, 305, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца Кулакова И.Н, представителя заинтересованного лица Порошина Е.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты судебная коллегия находит основанными на нормах действующего законодательства.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 названного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 поименованного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 10 статьи 36 Закона Псковской области от 1 августа 2003 года N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (далее - Избирательный кодекс Псковской области).
При этом под пассивным избирательным правом понимается право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 названного выше Федерального закона).
В силу пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Данное ограничение распространяется в том числе на лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Положения настоящего пункта распространяются на иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
При этом в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплен один из основных принципов законодательства о выборах: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, постановлением Избирательной комиссии Псковской области от 14 июля 2021 года N 168/913-6 заверен список кандидатов в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Псковское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатным избирательным округам, в котором по одномандатному избирательному округу N 1 выдвинут Кузьмин Н.А.
15 июля 2021 года Кузьминым Н.А. в ТИК города Пскова представлены документы, уведомляющие о выдвижении кандидата в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, выдвинутого избирательным объединением "Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО".
25 июля 2021 года Кузьминым Н.А. в ТИК города Пскова представлены документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьями 32, 34, 35 Избирательного кодекса Псковской области ТИК города Пскова обратилась в соответствующие государственные органы с представлениями о проверке достоверности сведений, представленных кандидатом Кузьминым Н.А. при выдвижении.
Согласно ответу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области от 27 июля 2021 года N 60/02-1840 на Кузьмина Н.А. распространяются ограничения, предусмотренные пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ввиду причастности к деятельности общественного объединения, деятельность которого прекращена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ. В обоснование данной информации указано, что в рамках всероссийской акции, организованной общественным движением " "данные изъяты"" в поддержку "данные изъяты", Кузьмин Н.А. 23 января 2021 года принял непосредственное участие в несанкционированном публичном мероприятии в городе Пскове, постановлением судьи Псковского городского суда от 1 февраля 2021 года по делу N 5-1131/2021, вступившим в законную силу 22 марта 2021 года, Кузьмин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение участником публичного мероприятия, установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
С учетом поступившей от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области информации, 3 августа 2021 года ТИК города Пскова было принято постановление N 43/185-5 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Кузьмину Николаю Александровичу" (далее - Постановление N 43/185-5).
9 августа 2021 года Избирательной комиссией Псковской области была рассмотрена жалоба Кузьмина Н.А, по результатам рассмотрения которой принято постановление N 183/1003-6 об отмене Постановления N 43/185-5 и возложении на ТИК города Пскова обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации Кузьмина Н.А. по тем основаниям, что решение Московского городского суда от 9 июня 2021 года N 3а-1573/2021 о запрете деятельности Общественного движения "Штабы Навального", на которое ссылалось в своем письме Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области от 27 июля 2021 года, на момент принятия решения ТИК города Пскова об отказе Кузьмину Н.А. в регистрации, не вступило в законную силу.
11 августа 2021 года ТИК города Пскова на заседании повторно рассмотрен вопрос о регистрации Кузьмина Н.А. кандидатом на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 и принято постановление N 46/211-5 "О регистрации Кузьмина Николая Александровича кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1".
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела административным истцом не оспаривались.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что, согласно протоколу заседания ТИК города Пскова N 46 от 11 августа 2021 года, вопрос о регистрации Кузьмина Н.А. кандидатом в депутаты был рассмотрен комиссией в установленном законом порядке, при наличии кворума, оспариваемое постановление принято комиссией в пределах своих полномочий и в установленной форме.
Доводы заинтересованного лица о том, что в нарушение части 18 статьи 38 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оспариваемое постановление принято ТИК города Пскова за пределами установленного десятидневного срока рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, судом были признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Как указано выше, оспариваемое постановление от 11 августа 2021 года принято ТИК города Пскова в связи с повторным рассмотрением вопроса о регистрации Кузьмина Н.А. после отмены постановления ТИК города Пскова вышестоящей комиссией.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что решение Московского городского суда от 9 июня 2021 года N 3а-1573/2021 вступило в законную силу 4 августа 2021 года, в части прекращения деятельности общественного движения " "данные изъяты"" решение суда приведено к немедленному исполнению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у ТИК города Пскова отсутствовали законные основания для регистрации Кузьмина Н.А. кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права, поскольку на момент повторного рассмотрения ТИК города Пскова вопроса о регистрации Кузьмина Н.А. кандидатом в депутаты решение суда, которым деятельность Общественного движения " "данные изъяты"" была запрещена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ, вступило в законную силу, информация о запрете деятельности данного общественного движения находилась в открытом доступе, при наличии информации из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области о причастности Кузьмина Н.А. к деятельности указанного общественного объединения.
Кроме того, из материалов административного дела следует, что постановлением судьи Псковского городского суда от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении N 5-1131/2021, вступившим в законную силу 22 марта 2021 года, Кузьмин Н.А. привлечен к административной ответственности за участие 23 января 2021 года в несанкционированном публичном мероприятии (митинге) в городе Пскове в поддержку "данные изъяты".
Проведение учредителями общественного движения "Штабы Навального", иными лицами, причастными к деятельности указанного движения, несанкционированных митингов в городах Российской Федерации в поддержку Навального А.А, в том числе 23 января 2021 года, также являлось предметом рассмотрения Московским городским судом по административному делу N 3а-2217/2021, что нашло отражение в решении Московского городского суда от 9 августа 2021 года, размещенном на сайте данного суда и приобщенном к материалам настоящего административного дела.
Доводам Кузьмина Н.А, повторяющимся в апелляционной жалобе, о том, что указанным выше постановлением Псковского городского суда по делу об административном правонарушении не могут быть установлены юридически значимые факты о его причастности к деятельности общественного движения " "данные изъяты"", судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они обоснованно признаны несостоятельными.
Так, федеральный законодатель не предусматривает каких-либо определенных требований к виду судопроизводства, в рамках которого принимается судебное решение, предусмотренное частью 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, и которым устанавливается причастность лица к деятельности экстремистской или террористической организации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что такое решение может быть принято, в том числе, в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт участия Кузьмина Н.А. в реализации отдельного мероприятия, в связи с которым соответствующая организация - общественное движение " "данные изъяты"" была признана экстремисткой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ, имел место быть и подтвержден вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Поскольку был установлен юридически значимый факт участия Кузьмина Н.А. в реализации отдельного мероприятия, постольку суд первой инстанции правильно не принял во внимание представленные стороной административного истца фотографии и скриншоты с его страниц в социальной сети, как не относящиеся к спорному периоду.
Доводы о том, что на события января 2021 года, установленные постановлением Псковского городского суда от 1 февраля 2021 года, не распространяются положения Федерального закона от 4 июня 2021 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 июня 2021 года N 157-ФЗ), предусматривающие утрату пассивного избирательного права для лиц, причастных к деятельности экстремисткой организации, также были предметом исследования судом первой инстанции и признаны необоснованными.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, ограничение пассивного избирательного права устанавливается федеральными законами, регулирующими избирательные отношения.
В силу положений пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ течение периода, на который иное лицо, причастное к деятельности экстремистской или террористической организации, утрачивает пассивное избирательное право, начинается за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации и заканчивается до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации и запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2021 года N 157-ФЗ, вступившего в силу со дня его официального опубликования 4 июня 2021 года, положения приведенной выше нормы применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П указал, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации.
Необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды, которые не сводятся к возможности избирателей составить свое мнение о личности кандидата, в том числе ознакомившись с его официально обнародованной биографией.
Причастность к деятельности экстремистской или террористической организации является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости придания нормам, устанавливающим конституционно-правовую ответственность, обратной силы, подлежат отклонению.
Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ, в том числе на создание и деятельность в Российской Федерации общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, определена ответственность за осуществление экстремистской деятельности, в том числе ликвидация и запрет деятельности организаций, общественных и религиозных объединений, а также уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность для граждан (статьи 9, 15). Норм, относящих ограничение пассивного избирательного права к мерам ответственности, действующее законодательство не содержит.
По смыслу положений статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ограничение пассивного избирательного права непосредственно не относится к мерам ответственности и по своему значению является мерой конституционно-правовой защиты как особого дисквалифицирующего препятствия для занятия выборных публичных должностей, сопряженного с необходимостью противодействия экстремистской деятельности, обеспечения государственных и общественных интересов, повышенными репутационными требованиями к носителям публичной (политической) власти, что обусловлено их прямым участием в принятии правовых актов, ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.
Применение названной меры защиты, в отличие от меры ответственности, связывается не со временем совершения преступления, правонарушения, проступка, а с установлением вступившим в законную силу решением суда связи лица с деятельностью экстремистской или террористической организации, что влечет за собой негативные правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
В связи с этим ограничение пассивного избирательного права не может расцениваться как возложение на гражданина за деяние ответственности, которая не была предусмотрена на момент его совершения. Соответственно, не имеется оснований полагать, что в результате применения в настоящем деле положений названного выше Федерального закона им придана обратная сила.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, решение Псковского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Вместе с тем судебная коллегия, с учетом положений части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, находит возможным дополнить резолютивную часть решения суда указанием на отмену оспариваемого постановления ТИК города Пскова.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Псковского областного суда от 25 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьмина Николая Александровича - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Псковского областного суда от 25 августа 2021 года указанием на отмену постановления территориальной избирательной комиссии города Пскова с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 1, N 2, N 3, N 4 от 11 августа 2021 года N 46/211-5 "О регистрации Кузьмина Николая Александровича кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1".
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи Н.В. Щербакова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.