Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Жанабергеновой В.Б.
с участием прокурора Русакова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2361/2021 по апелляционной жалобе Потапенко Дмитрия Валерьевича на решение Московского городского суда от 8 сентября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 к Потапенко Дмитрию Валерьевичу об отмене регистрации кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения административного ответчика Потапенко Д.В. и его представителя Сычевой Ю.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Голышева И.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Русакова И.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8 предусмотрено проведение голосования на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания восьмого созыва, а также иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18, 19 сентября 2021 года.
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 (далее - Окружная избирательная комиссия), осуществляющая регистрацию кандидатов, обратилась в Московский городской суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 Потапенко Д.В.
В обоснование заявленных требований указав, что Потапенко Д.В. для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва представил в Окружную избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты названного представительного и законодательного органа Российской Федерации, в которых содержатся недостоверные сведения о том, что последний не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
На момент регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 административному истцу не было известно о владении Потапенко Д.В. иностранными финансовыми инструментами.
Из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации информации поступили документы, касающиеся результатов проверки соблюдения Потапенко Д.В. требований части 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ), и дополнительно сообщено, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2021 года регистрация кандидата Потапенко Д.В, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, была отменена.
Административный истец полагает, что имеются основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Потапенко Д.В. в связи с нарушением требований части 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ.
Решением Московского городского суда от 8 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, Потапенко Д.В. 13 сентября 2021 года подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный судебный акт и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, материалы дела не содержат допустимых доказательств, подтверждающих наличие у подателя жалобы иностранных финансовых инструментов, счетов в иностранных банках и, как следствие, оснований для отмены регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
В удовлетворении ходатайства административного ответчика и его представителя об отложении судебного заседания судебной коллегией было отказано ввиду отсутствия к тому оснований, поскольку применительно к положениям части 6 статьи 305, статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица извещены своевременно и надлежащим образом, у стороны административного ответчика было достаточно времени для совершения по делу процессуальных действий, которыми он воспользовался, заявив в настоящем судебном заседании ходатайство об истребовании доказательств, аналогичное по своему содержанию с рассмотренным судом первой инстанции.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307, части 6 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассматривать административное дело в настоящем судебном заседании.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 Потапенко Д.В. основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, других федеральных законов.
Право гражданина Российской Федерации, обладающего пассивным избирательным правом, выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено частью 1 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ.
При этом в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплен один из основных принципов законодательства о выборах: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом.
Названный Федеральный закон предусмотрел возможность отмены регистрации кандидата, установив самостоятельные основания для этого в пункте 7 статьи 76.
Так, в силу подпункта "2" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случае наличия вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона.
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 31 Постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Согласно части 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ), согласно пункту 2 части 2 статьи 1 которого под иностранными финансовыми инструментами понимаются в том числе доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 поименованной части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, 21 июля 2021 года и 30 июля 2021 года Потапенко Д.В. в Окружную избирательную комиссию предоставлены документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата.
Согласно уведомлению от 30 июля 2021 года Потапенко Д.В. сообщил, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Решением Окружной избирательной комиссии от 9 августа 2011 года N 11/1 Потапенко Д.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Вместе с тем, из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) в Окружную избирательную комиссию поступила информация о том, что Потапенко Д.В. владеет иностранными финансовыми инструментами: "данные изъяты" в связи с чем Окружная избирательная комиссия 2 сентября 2021 года приняла решение N 18/1 об обращении в Московский городской суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Потапенко Дмитрия Валерьевича, зарегистрированного решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по г. Москве - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 от 9 августа 2021 года N 11/1.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца в суд первой инстанции был представлен ответ из акционерного общества "Тинькофф Банк" о наличии по состоянию на 30 июля 2021 года у гражданина Потапенко Д.В. иностранных финансовых инструментов, в частности, связанных с компаниями "данные изъяты".
Принадлежность "данные изъяты" к иностранным финансовым инструментам подтверждается Справочником иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, содержащие информацию об иностранных финансовых инструментах, чьи коды присвоены уполномоченными организациями в соответствии с международными стандартами, выписка из которого также представлена административным истцом.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что Окружной избирательной комиссией представлены доказательства с достоверностью подтверждающие наличие у административного ответчика иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 9 сентября 2021 года, было удовлетворено заявление ЦИК России и регистрация кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Потапенко Д.В, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией " "данные изъяты"", отменена.
Из содержания данного решения следует, что в ЦИК России поступила достоверная информация о том, что Потапенко Д.В. владеет иностранными финансовыми инструментами: "данные изъяты" а Потапенко Д.В. не выполнил требования, предусмотренные частью 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ.
Вопреки доводам стороны административного ответчика, частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В данном случае, установленные названным выше решением суда от 1 сентября 2021 года обстоятельства в отношении кандидата в депутаты Потапенко Д.В, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит выводы суда о наличии оснований к отмене регистрации кандидата в депутаты основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного ответчика иностранных финансовых инструментов не могут служить основанием для отмены судебного акта и отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не основаны на действующем законодательстве.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие в деле достоверных доказательств опровергаются материалами административного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потапенко Дмитрия Валерьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи Н.В. Щербакова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.