Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Васильевой Т. И, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, с участием прокурора Смирновой М. В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1258/2021 по апелляционной жалобе Л.Н. на решение Московского областного суда от 9 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Л.Н. об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N121 Московская область - Люберецкий одномандатный избирательный округ от 9 августа 2021 года N20-41/21 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Московская область - Люберецкий одномандатный избирательный округ N121 Л.Н." выдвинутой в порядке самовыдвижения", о возложении обязанности зарегистрировать кандидата.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения ФИО15 Л. Н, ее представителя ФИО15 Н. Н, заключение прокурора ФИО13 М. В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию города Жуковской Московской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Московская область - Люберецкому одномандатному избирательному округу N121 (далее - окружная избирательная комиссия, ОИК N121, Комиссия).
Решением окружной избирательной комиссии от 9 августа 2021 года N20-41/21 ФИО15 Л. Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N121 Московская область - Люберецкий одномандатный избирательный округ на основании части 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ).
Считая решение ОИК N121 от 9 августа 2021 года N20-41/21 незаконным, ФИО15 Л. Н. обратилась в суд с требованием о признании его недействительным и возложении на административного ответчика обязанности принять решение о регистрации ее кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Московская область - Люберецкий одномандатный избирательный округ N121.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва явилось непредставление подписных листов с подписями избирателей и иных документов, представление которых кандидатом предусмотрено частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания". Однако, установленное статьей 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания" требование по сбору независимым кандидатом в поддержку своего выдвижения подписей 3% от числа избирателей избирательного округа, но не менее 3 000 подписей, для рядового гражданина невыполнимо. Оспариваемое решение окружной избирательной комиссии противоречит статье 32 Конституции Российской Федерации и нарушает ее право избирать и быть избранной в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Решением Московского областного суда от 9 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО15 Л. Н. просит решение суда отменить, признать незаконным решение окружной избирательной комиссии N121.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку административным истцом сбор подписей осуществлялся, однако избирательная комиссия отказалась принимать документы на том основании, что ФИО15 Л. Н. пропустила сроки их представления. Административный истец не была проинформирована окружной избирательной комиссией в соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" об отсутствии каких-либо документов необходимых для регистрации кандидата, что лишило ее права в предоставлении недостающих документов в избирательную комиссию.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованного лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения административного истца ФИО15 Л. Н, представителя административного истца ФИО15 Н. Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО13 М. В, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела 25 июня 2021 года ФИО15 Л. Н. подано в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N121 Московская область - Люберецкий одномандатный избирательный округ заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по Люберецкому одномандатному округу N121 в порядке самовыдвижения. В этот же день решением ОИК N121 N02-09/21 ФИО15 Л. Н, выдвинутой в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда.
5 августа 2021 года окружной избирательной комиссией принято решение N19-39/21 об извещении ФИО15 Л. Н. о том, что кандидатом не представлены в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, указанные в статье 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ, а именно: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов, которое было направлено в ее адрес почтой.
Решением окружной избирательной комиссии от 9 августа 2021 года N20-41/21 ФИО15 Л. Н. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N121 Московская область - Люберецкий одномандатный избирательный округ, выдвинутой в порядке самовыдвижения.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ), Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения.
В силу пункта 1 статьи 34 приведенного федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ установлено, что в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Исходя из смысла части 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 данной статьи, также представляет: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 данного федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 данного федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата является в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктами 3, 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ закреплено, что основанием отказа в регистрации кандидата является, отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 данного федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 данного федерального закона; для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 данного федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Таким образом, из системного толкования указанных положений избирательного законодательства следует, что вопреки доводам апелляционной жалобы для регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения обязательным условием является представление в избирательную комиссию необходимого числа достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата, отвечающих определённым критериям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, согласно которым Розановой Л. Н. названные выше документы в окружную избирательную комиссию в предусмотренный законом срок не представлены, и пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения ОИК N121.
Исходя из системного анализа законодательства, регулирующего данные правоотношения и из содержания оспариваемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого окружной избирательной комиссией решения от 9 августа 2021 года N20-41/21, поскольку основанием отказа ФИО15 Л. Н. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, выдвинутой в порядке самовыдвижения, послужило непредставление на момент окончания установленного срока полного пакета документов, а именно: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата; протокола об итогах сбора подписей избирателей; списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов, что в силу действующего избирательного законодательства является обязательным условием для самовыдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания. Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 28 марта 2017 года N714-О, само по себе требование закона, возлагающее на кандидата обязанность сбора подписей в поддержку своего самовыдвижения, - если необходимое количество таких подписей является разумным и не приводит к чрезмерному обременению кандидата - не препятствует реализации пассивного избирательного права и как таковое не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права и свободы.
Частью 10 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ определено, что решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения или в суд субъекта в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. В случае, если решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, жалоба на указанное решение также может быть подана в суд в течение пяти дней со дня принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Как следует из оттиска почтового штемпеля на конверте, административный иск об оспаривании решения окружной избирательной комиссии ФИО15 Л. Н. подала посредством почтовой связи в Жуковский городской суд Московской области 18 августа 2021 года, который поступил в суд 30 августа 2021 года. Определением Жуковского городского суда Московской области от 1 сентября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО15 Л. Н. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии передано в порядке пункта 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства по подсудности в Московский областной суд для рассмотрения по существу и было принято к производству суда 7 сентября 2021 года.
Согласно положениям пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
В соответствии с частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия данного решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии в иную избирательную комиссию в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Данный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Из материалов административного дела усматривается, что ФИО15 Л. Н. в Центральную избирательную комиссию с жалобой на решение окружной избирательной комиссии от 9 августа 2021 года N20-41/21 не обращалась.
Согласно части 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 N115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Последствия пропуска процессуального срока предусмотрены статьей 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (часть 1).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, последний день процессуального срока для обжалования в суде решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты ФИО15 Л. Н. от 9 августа 2021 года N20-41/21 приходится на 19 августа 2021 года. Указанное действие надлежало совершить непосредственно в суде.
Административный иск ФИО15 Л. Н. поступил в суд посредством почтовой связи 30 августа 2021 года, то есть за пределами установленного законом процессуального срока.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в силу требований части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации факт направления административного иска почтой 18 августа 2021 года не дает оснований считать срок на подачу иска, установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не пропущенным.
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд, не подлежащего восстановлению, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В связи с пропуском срока на обращение в суд ФИО15 Л. Н. с требованием об оспаривании решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N121, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы административного истца основаны на ином толковании Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.Н. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.