Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при ведении протокола помощником судьи Работник Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-34/2021 по административному исковому заявлению Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Псковской области по апелляционной жалобе Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации на решение Псковского областного суда от 10 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, выслушав объяснения представителей Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации - Михайлова Д.Ю. и Мартыновой Т.Г, заинтересованного лица Михайлова М.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда обшей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 17 июня 2021 года N 1422 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва.
Псковское областное отделение Коммунистической партии Российской Федерации обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Псковской области и обязании устранить допущенные нарушения, указывая на то, что решением Псковского областного комитета Коммунистической партии Российской Федерации в состав территориальной избирательной комиссии города Пскова в связи со смертью предыдущего члена территориальной комиссии города Пскова с правом решающего голоса от Коммунистической партии Российской Федерации ФИО12 уполномоченным представителем Псковского областного комитета Коммунистической партии Российской Федерации в Избирательную комиссию Псковской области направлен Михайлов М.С. 26 июля 2021 года было направлено письмо с просьбой о включении в состав территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) города Пскова нового члена Михайлова М.С, к заявлению были приложены соответствующие документы.
16 августа 2021 года секретарем Избирательной комиссии Псковской области на личном приеме сообщено, что Михайлов М.С. не будет включен в состав ТИК города Пскова до того момента, пока не будет представлено свидетельство о смерти предыдущего члена ТИК города Пскова с правом решающего голоса от Коммунистической партии Российской Федерации.
Поскольку вышеуказанное бездействие Избирательной комиссии Псковской области нарушает право Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации и Михайлова М.С, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Псковской области, выразившееся в неназначении нового члена комиссии вместо выбывшего, и обязать устранить допущенные нарушения.
Решением Псковского областного суда от 10 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что судом не приняты во внимание положения пункта 10 статьи 25 Избирательного кодекса Псковской области, обязывающие избирательную комиссию назначить нового члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в течение 10 дней. Судом не дана оценка полному бездействию избирательной комиссии и тому обстоятельству, административным истцом и Михайловым М.С. были предприняты все возможные действия для реализации своего права по направлению в избирательную комиссию города Пскова своего кандидата. Судом дана неверная оценка представленным доказательствам. Дополнительным обстоятельством отказа в регистрации Михайлова М.С. в состав территориальной комиссии явилось отсутствие свидетельства о смерти бывшего члена комиссии от Коммунистической партии Российской Федерации ФИО13, которое избирательная комиссия должна была получить самостоятельно, при том, что на сайте комиссии информация о смерти последнего появилась на следующий день в разделе "новости".
Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией Псковской области и прокуратурой Псковской области представлены возражения, в которых они просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии Псковской области, извещенный надлежащим образом, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 данного Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
Согласно статье 22 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
Пунктом 3.1 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 данного Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 указанного Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 8 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ, подпунктом "г" пункта 8 статьи 25 Избирательного кодекса Псковской области полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае смерти члена избирательной комиссии.
Согласно пункту 10 статьи 25 Избирательного кодекса Псковской области в период избирательной кампании орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 - 6.2 и 8 данной статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 - 23 данного Закона.
Постановлением Избирательной комиссии Псковской области от 23 июля 2021 года N 174/958-6 Михайлов М.С. был назначен членом окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Псковская область - Псковский одномандатный избирательный округ N 148 с правом совещательного голоса по направлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михайлова Д.Ю.
В связи со смертью 22 июля 2021 года члена ТИК города Пскова ФИО14 решением бюро Комитета Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 24 июля 2021 года Михайлов М.С. избран для направления в ТИК города Пскова членом комиссии с правом решающего голоса.
26 июля 2021 года в Избирательную комиссию Псковской области поступило заявление депутата Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва Михайлова Д.Ю. о том, что 24 июля 2021 года решением Псковского областного комитета Коммунистической партии Российской Федерации в состав ТИК города Пскова членом комиссии с правом решающего голоса направлен Михайлов М.С. Полагает, что в связи с направлением Михайлова М.С. в ТИК города Пскова необходимо отозвать его заявление с ходатайством о назначении Михайлова М.С. членом Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса.
16 августа 2021 года в Избирательную комиссию Псковской области поступило заявление кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации Михайлова Д.Ю, в котором он отзывает Михайлова М.С. из состава членов Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса.
Постановлением Избирательной комиссии Псковской области от 19 августа 2021 года N 189/1036-6 прекращены полномочия члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Псковская область - Псковский одномандатный избирательный округ N 148 с правом совещательного голоса Михайлова М.С.
27 августа 2021 года Избирательной комиссией Псковской области принято постановление N 193/1049-6 о досрочном прекращении полномочий члена ТИК города Пскова с правом решающего голоса ФИО15
31 августа 2021 года Избирательная комиссия Псковской области приняла постановление N 194/1050-6 о назначении Михайлова М.С. членом ТИК города Пскова с правом решающего голоса.
Судом установлено, что на момент принятия Бюро Комитета Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации решения о направлении кандидатуры Михайлова М.С. членом ТИК города Пскова с правом решающего голоса последний являлся членом окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу (пункт 26 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ).
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что необходимым условием назначения Михайлова М.С. членом ТИК города Пскова с правом решающего голоса является решение кандидата в депутаты Михайлова Д.Ю. о прекращении полномочий члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Михайлова М.С.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявление Михайлова Д.Ю. от 26 июля 2021 года (написанного им как депутатом Псковского областного Собрания депутатов) не содержит волеизъявления об отзыве Михайлова М.С, являвшего членом окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, из состава этой избирательной комиссии.
Заявление кандидата в депутаты Государственной Михайлова Д.Ю. об отзыве Михайлова М.С. из состава окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в связи с его назначением в ТИК города Пскова с правом решающего голоса поступило в Избирательную комиссию Псковской области только 16 августа 2021 года.
Полномочия Михайлова М.С. как члена окружной избирательной комиссии прекращены постановлением Избирательной комиссии Псковской области от 19 августа 2021 года.
При этом, как следует материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, надлежаще оформленное письменное согласие Михайлова М.С. о его назначении в состав территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса поступило в Избирательную комиссию Псковской области только 27 августа 2021 года.
Таким образом, несвоевременное назначение Михайлова М.С. членом территориальной комиссии города Пскова с правом решающего голоса не было связано с бездействием Избирательной комиссии Псковской области, а явилось следствием обстоятельств, связанных с прекращением полномочий Михайлова М.С. в качестве члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса и ненадлежащим оформлением им письменного согласия на назначение в состав ТИК города Пскова с правом решающего голоса.
Кроме того, судом принято во внимание, что документы, подтверждающие смерть ФИО16, поступили в Избирательную комиссию Псковской области 27 августа 2021 года, после направления запроса в Комитет юстиции Псковской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что после устранения обстоятельств, препятствующих для рассмотрения заявления о назначении Михайлова М.С. членом ТИК города Пскова с правом решающего голоса, Избирательная комиссия Псковской области приняла решение в предусмотренный законом срок.
Утверждение представителей административного истца о том, что Избирательная комиссия Псковской области после смерти ФИО17 в десятидневный срок должна была назначить членом ТИК города Пскова кандидатуру из резерва избирательной комиссии, не может служить поводом к отмене состоявшегося решения, поскольку положения пунктов 1, 3.1, 4 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ предполагают необходимость замещения вакантного места кандидатурой по представлению той же политической партии. При наличии постановления политической партии о направлении Михайлова М.С. членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, предложений об иной кандидатуре от Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации, как следует из материалов дело, не поступало.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, потому не могут служить поводом отмене обжалуемого судебного акта.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского областного суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.