Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмерова Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Ахмерова Ф.Ф. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Ахмеров Ф.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе от 20 января 2020 года N об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить Ахмерову Ф.Ф. страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 8 октября 2019 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 14 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Ахмерова Ф.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 ноября 2020 года по апелляционной жалобе Ахмерова Ф.Ф. решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности и просит направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана правовая оценка правильности исчисления страхового стажа и расчета индивидуального пенсионного коэффициента Ахмерова Ф.Ф. При этом для разрешения рассматриваемого спора судам следовало определить правильность исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента истца, что сделано не было.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно письменному заявлению, поступившему в суд кассационной инстанции, представитель ГУ - Центра ПФР по установлению пенсий в городе Севастополе просил об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, а также о рассмотрении дела без их участия.
Поскольку в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, судами первой и апелляционной инстанций, не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 8 октября 2019 года Ахмеров Ф.Ф. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) от 20 января 2020 года N Ахмерову Ф.Ф. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 16, 2.
Из данного решения следует, что страховой стаж Ахмерова Ф.Ф. составляет 13 лет и 7 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 13, 703, исключенных из стажа периодов нет, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о страховом стаже отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ахмерова Ф.Ф, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" исходил из того, что в связи с отсутствием у истца требуемой величины индивидуального пенсионного капитала (ИПК) -16, 2 решение пенсионного органа является правомерным.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что понятие "общий трудовой стаж", который у истца составил на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии 15 лет, применяется для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года. Вместе с тем понятия "общий трудовой стаж" и "страховой стаж" не являются тождественными и отражают стаж истца до и после даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституцион-ного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и может закрепить в законе правовые основания назначения и размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты. Кроме того, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, он вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П и другие).
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
Статьями 3 и 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) и наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в качестве условий назначения страховой пенсии по старости предусмотрено не только достижение возраста, но и наличие страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (части 2 и 3).
Согласно Приложению N 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наступлении в 2019 году у лица возраста, по достижении которого ранее согласно законодательству, действовавшему до 31 декабря 2018 года, возникало право на страховую пенсию (у женщин - при достижении 55 лет, у мужчин - 60 лет), право на страховую пенсию возникает при достижении возраста 55 (60) лет + 12 месяцев.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" лицам, которым в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного Приложением N 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом законодатель в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установилпереходные положения, предусматривающие поэтапное ежегодное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, и величины индивидуального пенсионного коэффициента (части 2 и 3 статьи 35), а также возможность применения в целях определения размеров страховых пенсий норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующих исчисление размера трудовых пенсий (часть 3 статьи 36).
В силу пунктов 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Из анализа вышеуказанных норм следует вывод, что наличие необходимого индивидуального пенсионного коэффициента является обязательным условием для назначения страховой пенсии по старости.
Судебными инстанциями были учтены положения вышеизложенных норм материального права, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно то, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии необходимые условия для установления и выплаты страховой пенсии отсутствовали.
Установив отсутствие обязательных условий для назначения страховой пенсии, суды обоснованно оставили требования истца в части назначения страховой пенсии по старости с 8 октября 2019 года без удовлетворения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным доказательствам и постановили решения, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Признав, что доводы кассационной жалобы Ахмерова Ф.Ф. не содержат в себе оснований для изменения или отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахмерова Ф.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.