Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харахординов В.Л. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края" о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом 40% надбавки к денежному содержанию, взыскании недоплаченной 10% надбавки к пенсии, по кассационной жалобе временно исполняющего обязанности комиссариата Краснодарского края П.В.Аксенова, поступившей с делом 9 июня 2021 г, по кассационной жалобе Харахординова Виктора Леонидовича, поступившей 23 июня 2021 г, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 5 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Харахординова В.Л, его представителя Тюльбендяна С.Э, поддержавших доводы кассационной жалобы истца и полагавший кассационную жалобу ответчика подлежащую оставлению без удовлетворения, представителей ответчика Ларину О.В... Тишакова Р.В, поддержавших кассационную жалобу ответчика и просивших отказать в удовлетворении кассационной жалобы Харахординова В.Л, судебная коллегия
установила:
Харахординов В.Л. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения (далее ФКУ) "Военный комиссариат Краснодарского края" N 813 от 27 января 2020 г. в перерасчете пенсии с учетом 40 % ежемесячной надбавки за выслугу лет на основании расчета по состоянию на 9 июля 2012 г.; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом выслуги лет в соответствии с расчетом по состоянию на 9 июля 2012 г. с ежемесячной 40 % надбавки за выслугу лет, а также взыскать недоплаченную 10 % ежемесячную надбавку к пенсии за период с 10 июля 2012 г. до 5 августа 2020 г.
В обоснование требований истец указал на то, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР по контракту. С 27 декабря 1993 г. по 14 июня 1994 г. проходил службу в рядах СССР на территории Украины, откуда был уволен по собственному желанию. С 5 ноября 1999 г. проходил службу в Военном комиссариате Карасунского округа г. Краснодара. При увольнении был произведен расчет его выслуги лет: в льготном исчислении - 27 лет 05 месяцев 16 дней, в календарном 25 лет 01 месяц 20 дней. Считает, что в соответствии с ФЗ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ему должна выплачиваться 40% надбавка за выслугу лет. Однако ответчик отказывал ему в пересчёте надбавки, ссылаясь на то, что срок службы с 27 декабря 1993 г. по 14 июня 1994 г. в ВС Украины (05 месяцев 17 дней) засчитан не был, в связи с отсутствием в предусмотренном законом порядке перевода из Вооруженных Сил Украины в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 5 августа 2020 г. требования Харахординова В.Л. удовлетворены частично. Судом постановлено: признать незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" N 813 от 27 января 2020 г. об отказе в перерасчете пенсии с учетом 40% ежемесячной надбавки за выслугу лет на основании расчета по состоянию на 9 июля 2012 г.; обязать ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" произвести перерасчет пенсии с учетом выслуги лет в соответствии с расчетом по состоянию на 9 июля 2012 г. с ежемесячной 40% надбавкой за выслугу лет; взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" в пользу Харахординова В.Л. недоплаченную 10% ежемесячную надбавку к пенсии за период с 13 марта 2017 г. до 5 августа 2020 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части взыскания с ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" в пользу Харахординова В.Л. недоплаченную 10% надбавку к пенсии за период с 10 июля 2012 г. по настоящее время.
Ответчик также подал кассационную жалобу, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Харахординова В.Л. В обоснование доводов указывает, что в выслугу лет в календарном исчислении Харахординову В.Л. были включены следующие периоды: а) военная служба в Вооруженных Силах СССР, СНГ, Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно 8 лет 10 месяцев 13 дней, из которых 00 лет 05 месяцев 17 дней в Вооруженных Силах Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; б) служба в таможенных органах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 03 года 07 месяцев 09 дней; в) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12 лет 07 месяцев 28 дней. Учитывая, что Харахординов В.Л, является инвалидом ему, по его выбору, в соответствии со статьей 7 Закона, была назначена пенсия в порядке предусмотренном Разделом III Закона и в соответствии с пунктом "б" статьи 22 данного Закона установлена в размере 75 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, как инвалиду II группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Учитывая, что Харахординов В.Л. в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы из Вооруженных сил Украины не переводился (подпункт в пункта 2 Правил), а также, что Республика Украина, на момент прохождения военной службы Харахординовым В.Л. в Вооруженных Силах Украины, входила в Содружество Независимых Государств (подпункт г пункта 2 Правил), период военной службы Харахординова В.Л. в Вооруженных Силах Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может быть включен для исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки. Согласно Федеральному закону N 306-ФЗ (пункты 13, 14) ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге от 20 до 25 лет устанавливается в размере 30 процентов.
Следовательно, пенсия истцу исчислена исходя из ежемесячной надбавки 30 процентов - в полном соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Также полагает немотивированным вывод судебных инстанций включении в стаж для исчисления выслуги лет в льготном исчислении периода службы в таможенных органах Российской Федерации. Поскольку специальное звание "инспектор таможенной службы 2 ранга" Харахордину В.Л. было присвоено ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения службы в таможенных органах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачету в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет не подлежит.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Харахординов В.Л. проходил военную службу по контракту (действительную сверхсрочную) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодар от 28 мая 2019 г. N (т. 1 л. д.77).
Согласно послужному списку истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в 344 мотострелковом полку 164 мотострелковой дивизии 7 Гвардейской Армии Закавказского военного округа, согласно приказу К ГРВЗ N от ДД.ММ.ГГГГ истец убыл для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Министерства обороны Республики Украина. Далее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в должности офицера (по изучению и обобщению опыта учений) оперативного отдела штаба Штаба 32 армейского корпуса Одесского военного округа. В соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом ВС Украины уволен с действительной военной службы в запас по пункту 65 подпункту "з" - по собственному желанию. Направлен на учет в ГВК г. Губкина Белгородской области РФ. (приказ МОУ N от ДД.ММ.ГГГГ). Исключен из списков личного состава управления 32 АК (32 армейский корпус) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ 32 АК N от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л. д. 123-129).
Из справки ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выслуга лет истца составляет: в льготном исчислении - 27 лет 05 месяцев 16 дней; в календарном исчислении 25 лет 01 месяц 20 дней (с учетом службы 05 мес.17 дней) в Вооруженных Силах Украины; 24 года 08 мес. 03 дня в календарном исчислении, без учета службы 05 мес. 17 дней в Вооруженных Силах Украины (т. 1 л. д. 14).
Ответчик, ссылаясь на положения подпункта "в" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства N 1074 посчитал, что служба истца в Вооруженных Силах Украины в выслугу лет для исчисления ежемесячной набавки зачету не подлежит (т.1 л. д. 10-13, 14-15).
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что оснований для исключения из выслуги лет периода службы в Вооруженных Силах Украины (05 мес.17 дней) не имеется, поскольку он не являлся гражданином Украины, не проходил военной службы в ВС Украины, не принимал Военной Присяги на верность народу Украины; не заключал контракт на прохождение военной службы в ВС Украины, Приказа Министра обороны Украины о приеме его на военную службу в ВС Украины нет, в его послужном списке (личное дело офицера) - нет никаких заверенных записей на украинском языке, об обязательных мероприятиях, полагавшихся в обязательном порядке к проведению, в случае "прохождения военной службы в ВС Украины", а также Предписание N 262 от 14 июня 1994г. "О направлении его в орган военного управления МО РФ - военный комиссариат г. Губкин Белгородской области РФ", по месту его регистрации и постоянного проживания всей семьи подписано и выдано войсковой частью принадлежащей МО СССР, которое имеет логотипы (звезда и МО СССР на угловом штампе и Гербовая печать войсковой части МО СССР с Гербом СССР и звёздами).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец является гражданином РФ, при прохождении воинской службы на территории Украины присягу на верность народу Украины не принимал, в гражданстве Украины не состоял, и пришел к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований истца, поскольку ответчиком не представлено достаточных доказательств для исключения срока воинской службы истца на территории Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом, руководствуясь частью 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N взыскал с ответчика недополученную 10% ежемесячную надбавку к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (дата поступления иска в суд) по ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения решения).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, счет их основанными на правильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.) и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее также - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств регулируется специальным Соглашением.
Таким соглашением является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества, а также пенсионного обеспечения семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств-участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, согласно пункту "а" статьи 1 этого закона распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Исходя из положений пункта "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее Порядок от 22 сентября 1993 г. N 941).
Согласно абзацу 6 пункта 1 Порядка от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет включается военная служба в вооруженных силах других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21 декабря 2011 г. N 1074.
С 21 марта 2013 г. истец является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом "б" статьи 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" как инвалид II группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, в размере 75 % сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона (статья 22 Закона).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что в состав денежного довольствия военнослужащих устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет.
Согласно статье 13 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ размер месячной надбавки устанавливается в следующих размерах: 1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Статьей 14 данного Федерального закона определено, что Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения надбавки содержался в Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524.
Как следует из послужного списка майора Харахординова В.Л, он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в штабе 32 армейского корпуса Одесского военного округа, уволен в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерским составом в запас по пункту 65 подпункта "з" по собственному желанию в связи с непринятием присяги ВС Украины, направлен на учет в ГВК г. Губкин Белгородской области РФ (т. 1 л. д.74, 127).
Кроме того, материалы личного дела истца содержат предписание о направлении истца для постановки на учет в военный комиссариат г. Губкин Белгородской области заверенное гербовой печатью МО СССР (т. 1 л. д.84). Из справок начальника Одесского территориального архивного отдела ОГА МО Украины усматривается, что документы войсковой части 29416 на хранение в Отраслевой государственный архив МО Украины не поступали (т.1 л.д.82- 84).
Харахординов В.Л. является гражданином РФ, при прохождении воинской службы на территории Украины присягу на верность народу Украины не принимал, в гражданстве Украины не состоял.
При этом, судом первой инстанции учтено, что необходимым условием для прохождения военной службы в ВС Украины, в соответствии с соответствующим Положением является наличие украинского гражданства, принятие присяги Украины, заключение контракта.
Кроме того, из командировочного удостоверения следует, что Харахординов В.Л. был откомандирован из войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть 29416 г. Симферополь на 25 дней, то есть по ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у ФКУ "Военного комиссариата Краснодарского края" оснований для исключения срока воинской службы истца на территории Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Довод кассационной жалобы ответчика, что Харахординов В.Л. в установленном порядке в вооруженные силы Российской Федерации не переводился, следовательно, период прохождения службы в Вооруженных силах Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен для исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, судебная коллегия находит несостоятельным.
Так, судами установлено, что истец является гражданином Российской Федерации, гражданином Украины не являлся, на период прохождения службы на территории Украины служил в войсках Союза Советских Социалистических Республик и затем Российской Федерации, уволен в запас по собственному желанию в связи с непринятием присяги ВС Украины, направлен на учет в ГВК г. Губкин Белгородской области Российской Федерации.
Вывод ответчика, что Харахординов В.Л. являлся военнослужащим Вооруженных Сил Украины, основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Довод кассационной жалобы ответчика, что период службы истца в таможенных органах с 22 августа 1994 г. по 21 февраля 1995 г. не подлежит зачету в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку указанный период не являлся предметом настоящего спора. Исходя из справки, выданной ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" N (т.1 л.д.14-15), а также ответа ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" от 2 января 2020 г. (т.1 л. д.10-13) выслуга лет Харахординова В.Л. без учета службы в Вооруженных силах Украины составляет 24 года 08 месяцев 03 дня. Таким образом, с учетом оспариваемого периода 5 месяцев 17 дней, выслуга лет истца составила 25 лет 01 месяц 20 дней, что дает ему право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 40%.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы истца о необходимости взыскания с ответчика в пользу Харахординова В.Л. недоплаченной надбавки за выслугу лет в размере 10% за период с 10 июля 2012 г. по настоящее время.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действовавшей на момент обращения Харахордина В.Л. с иском в суд 13 марта 2020 г.) пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части 2 статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в частности, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Основания приостановления, прекращения и восстановления выплаты пенсии предусмотрены соответственно в статьях 24 и 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), подлежащего применению при разрешении настоящего спора в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ восстановление выплаты страховой пенсии производится по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Часть 7 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ содержит норму о том, что при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 данной статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данных Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Частью 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного Закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.
В обоснование доводов жалобы Харахординов В.Л. указывает на то, что судом установлен период нарушения права истца с момента его обращения в суд, тогда как он полагает необходимым определить период взыскания со следующего дня после составления расчета выслуги лет военнослужащего Харахординова В.Л. на пенсию по состоянию на 9 июля 2012 г, а именно с 10 июля 2012 г. по настоящее время.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования в случае обращения пенсионера, в пенсионный орган с заявлением о восстановлении ему выплаты пенсии при наличии у него права на данную пенсию в период с момента прекращения ее выплаты до подачи такого заявления решение о прекращении выплаты пенсии отменяется, а суммы пенсии выплачиваются пенсионеру за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
Поскольку стороны не представили суду заявление Харахординова В.Л, ответ па которое он оспаривает, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца недополученную 10% ежемесячную надбавку к пенсии за период с 13 марта 2017 г. (за три года до даты подачи искового заявления в суд) по 5 августа 2020 г. (день вынесения решения суда).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца с 10 июля 2012 г, не имеется.
Приведенные в кассационных жалобах доводы сводятся к несогласию с выводами судов нижестоящих инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 5 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы временно исполняющего обязанности комиссариата Краснодарского края П. В. Аксенова, истца Харахординова Виктора Леонидовича, - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.